Нереальные ожидания от христианских лидеров



«И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова»

Ефесянам 4:11-12

Согласно закону Христа, именно избранные Им и наделенные дарами Духа служители: евангелисты, пастыри-учители призваны содействовать духовному росту верующих. Господь не пожелал, чтобы Его овцы могли сами по себе (без пасторской помощи) прекрасно духовно возрастать, глубоко понимать учение Библии, становясь достаточно сильными для отражения нападок мира и лжеучителей. Спаситель поставил святых церкви в некоторую зависимость от духовных наставников. Большинство верующих не имеет в достаточной мере дара мудрости и знаний для того, чтобы эффективно духовно развиваться без пасторской заботы: наставления, обличения и утешения.

В связи с тем, что без доверия, уважения, любви и послушания истинным служителям полноценное духовное развитие для  христиан невозможно, Писание призывает уважать своих наставников (1Фес. 5:12), любить их (1Фес. 5:13) и повиноваться им (Евр. 13:17). Человек, послушный данным призывам Библии, может сказать следующее: «Пастырь церкви – это мой духовный наставник, ответственный за меня перед Богом, искренне заботящийся о моем духовном развитии, ведущий по пути роста в практическом освящении, питающий Словом Божьим и вдохновляющий личным примером. В ответ на эту заботу о моей душе я обязуюсь отвечать ему доверием, послушанием и всяческой поддержкой».

Сотрудничая с истинными пастырями, верующие возрастут настолько, что больше не будут «…младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф. 4:14).

 

Проблема

Так как послушание, любовь и доверие к служителям церкви – обязательное условие для эффективного духовного развития христиан, нет ничего удивительного в том, что дьявол через мир и неискупленную плоть верующего противится данному замыслу Господа. Враг душ человеческих делает все возможное, чтобы разрушить библейские отношения между наставником и наставляемым. Для достижения этой цели он прилагает немалые усилия, чтобы сами наставники не соответствовали  требованиям Писания (об этой проблеме мы говорили во второй главе данной книги, поэтому не станем повторяться). Если же служители в большей степени соответствуют Библии, тогда враг душ человеческих направляет свои усилия на то, чтобы подорвать доверие церкви к ним в связи с какими-то второстепенными, незначительными вопросами.

Ожидать, что служители церкви будут соответствовать требованиям Библии (1Тим. 3:1-7) – это реальные ожидания. Но ожидать, что они станут совершенными людьми, которые никогда не согрешают и никогда не ошибаются, – это нереальные ожидания от христианских лидеров. Такого рода ожидания от служителей, во многом соответствующих требованиям Библии, порой навсегда отталкивают духовно незрелых христиан от своих пастырей.

Помню, как в четвертом классе средней школы восхищался новым учителем. Это был человек, который действительно любил детей и любил свою работу. До этого мне не приходилось встречать столь преданного своему делу преподавателя с такими творческими способностями – настоящего энтузиаста. Его уроки истории пролетали для меня как одно мгновение благодаря небывалой увлеченности предметом. Но однажды произошло непредвиденное… Мой любимый преподаватель перешел работать в другую школу. Многие из нашего класса, включая меня,  восприняли это как личное предательство. Спустя несколько месяцев бывший преподаватель встретил меня в школе и захотел поговорить, но я, выражая свою обиду, отказался с ним разговаривать. Подобное поведение порой демонстрируют и духовно незрелые верующие по отношению к учителям Слова Божьего. Достаточно малейшей оплошности с их стороны, и некоторые уже готовы отвернуться от тех, кого еще вчера любили, кем восхищались, у кого учились.
Известный и благословенный служитель как-то высказался публично без достаточного уважения о молодом христианине. Это до глубины души возмутило и обидело последнего. Молодой человек был охвачен гневом и в моем присутствии стал очень громко восклицать: «Да какой же он служитель после этого?! Он не пастырь, если так высказывается о людях!» После каждого такого восклицания молодой христианин поворачивался в мою сторону, ожидая поддержки. Но я молчал. Когда же юноша немного  успокоился, он спросил меня: «А что вы думаете об этом служителе? Можно ли его считать пастырем? Как к нему следует относиться?» Мой ответ был следующим: «Прости этого пастыря и продолжай слушать его проповеди и учиться у него. Вспомни апостола Петра, он трижды отрекся от Христа, но Господь сделал его великим лидером. А этот служитель всего лишь один раз недружелюбно высказался о тебе, и ты уже навсегда готов отвернуться от него. Разве это адекватная реакция?»

Духовно слабые люди сами не живут организованной жизнью, потому не могут с пониманием относиться к служителям, чей распорядок дня расписан до минуты. Необходимость заранее договариваться с пастырем о встрече порой воспринимается как излишний церемониал, а занятость – как нежелание общаться и отсутствие любви к ближним.

Христианин, иммигрировавший в США, как-то посетил известную на весь мир евангельскую церковь, насчитывающую около восьми тысяч членов. Посетитель намеревался сразу же после богослужения отправиться к старшему пастырю в гости. Но узнав, что это сделать непросто, так как только для того чтобы лично встретиться с занятым служителем, необходимо заранее записываться и ждать несколько месяцев, разочаровался в человеке, который своими проповедями и книгами оказывает библейское влияние на миллионы людей по всему миру. Не понимая, насколько загружена жизнь пастора большой церкви, он стал обвинять Божьего человека в гордости, недоступности и пренебрежительном отношении к людям.

Духовно слабые, неразвитые верующие порой относятся к благословенным служителям без малейшего снисхождения. Для них действительно от любви до ненависти один шаг. Одно неосторожное слово, одно невыполненное обещание, или, по мнению некоторых, недостаточно дружелюбное выражение лица, или неприветливый тон голоса может мгновенно настроить духовно незрелого человека против любого служителя. (Понимая это, пастырям следует проявлять максимум осторожности, но сейчас мы говорим не об этом).

 

Последствия

Последствия такой неразумной категоричности могут быть весьма серьезными.

Во-первых, человек просто перестает духовно развиваться. Как уже было отмечено, Бог задумал духовное взращивание Своих детей через проповеди и пасторскую заботу служителей церкви. Соответственно, негативный настрой против пастыря, подозрительность, предвзятое отношение к нему делают человека глухим к наставлениям и неспособным видеть добрые плоды служения своего наставника.

Во-вторых, неразумная категоричность по отношению к служителям церкви не только затормаживает личное духовное развитие, но и препятствует развитию других христиан. Человек, недовольный своим пастырем,  как правило, не может сдержать недовольство в себе.  Он не  молчит, он делится своим недовольством, ропщет и в результате заражает грехом подозрительности, сомнений и недоверия всех вокруг себя.

Подросток, заявивший своим родителям, что больше никогда не придет в церковь, объясняет свое решение очень просто: «А зачем туда ходить, если все служители церкви негодные люди? Каждый раз, возвращаясь с церковного собрания, отец ворчал, выказывая свое недовольство пастырем и демонстрируя недоверие ко всем его помощникам». Глава семьи, высказывающий необоснованные обвинения против руководства церкви, придираясь по второстепенным вопросам, не должен удивляться, если однажды обнаружит, что горькие семена сомнений, посеянные в сердцах его близких, дадут всходы.

В-третьих, отношение к служителям без малейшего снисхождения исключает из участия в деле созидания церкви. Зациклившись на каком-то несовершенстве пастыря, человек подогревает в себе негативное отношение к нему. В результате недовольный начинает не содействовать, а даже противодействовать трудам служителя. Конечно же, находясь в таком состоянии, ни один человек не сможет быть полезным для своей общины. Член церкви, противодействующий библейскому руководству из-за несогласия по второстепенным вопросам или из-за личной обиды, никогда не сможет стать работником, созидающим церковь. Находиться в поместной общине, не созидая ее – это грех. Согласно 1-му посланию к Коринфянам, бесполезный для церкви потеряет небесную награду: «А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1Кор. 3:15). А человек, целенаправленно разрушающий общину (противодействие библейскому руководству – это один из путей разрушения церкви) – это лжеверующий, таковой, если не обратится, попадет в место вечного наказания (1Кор. 3:17).

 

Решение

Дабы избежать отрицательных последствий негативного отношения к христианским лидерам, вызванного нереальными ожиданиями от них, следует усвоить следующее:

Во-первых, совершенных служителей не бывает

Для распространения Своего Слова Господь предопределил использовать только несовершенных людей. Единственным исключением является Иисус Христос. Только Он – святой и непорочный Спаситель, не совершивший ни единого греха и ни одной ошибки в Своем земном служении. Однако даже абсолютная святость и безупречность нашего Искупителя не смогла защитить Его от многочисленных ложных обвинений, сомнений и недоверия со стороны народа Божьего. Если к совершенному Учителю так относились, то не стоит удивляться подобному отношению к современным несовершенным пастырям.

Даже самые лучшие поклонники Бога, выполняющие наиболее значительный труд в Его замысле, совершают ошибки и падения. Ни Авраам, ни Моисей, ни Давид не являются безгрешными людьми. Петр, как известно, трижды отрекся от Христа. А Варнава, защищая племянника, расстался с Павлом.

Если служители, упомянутые в Библии, не достигли совершенства на земле, то и все остальные лидеры церковной истории не являются исключением. Августин (354-430 гг.) утверждал благодатное спасение, защищая веру в противостоянии с Пелагием. Последний учил, что человек способен своими силами достичь праведности. Августину удалось одержать победу в этом противостоянии: учение Пелагия было отвергнуто. Казалось, человек, утверждающий спасение исключительно по благодати, защитивший церковь от ереси пелагианства, и сам не должен ни на шаг отступать от этого учения. Однако в разуме Августина учение о благодатном спасении каким-то необъяснимым образом уживалось с учением о возрождении через крещение.

Мартин Лютер – самая яркая личность Реформации, человек, бросивший вызов отступнической церкви, утверждавший учение об оправдании через веру, – также не был лишен изъянов. Одним из основных недостатков реформатора считался недостаток любви, который проявлялся в язвительности и даже оскорблении своих оппонентов. «Нередко из уст Лютера звучала нецензурная брань и шутки «ниже пояса». Он и сам время от времени признавался, что чрезмерно сквернословил. «Многие обвиняют меня в грубости речи. Говорю я грубо, это правда, порой слишком, да только я стараюсь привести всех ко спасению, даже врагов моих». Те, кто склонен обвинять Лютера в грубости, едва ли могут представить, с чем ему приходилось сталкиваться в те дни, и как трудно было служить мишенью для многих яростных клеветнических нападок, которые нередко угрожали жизни. «Он слова не мог сказать, чтобы о нем не услышали и не стали размышлять»». Сам реформатор пояснял свою чрезмерную грубость и категоричность в словах следующим образом: «Признаю, что я более резок, чем должен быть, но мне приходится иметь дело с людьми, которые хулят евангельскую истину, с оборотнями, с теми, кто осуждает меня, не выслушав, не пытаясь увещевать или наставлять меня, с теми, кто безбожно клевещет не только на меня, но и на Слово Божье. Даже самый невозмутимый человек, попав в подобные обстоятельства, начнет метать громы и молнии, а что уж говорить обо мне – я ведь по природе своей раздражителен, и нрав мой легко переступает все границы умеренности. Однако мне остается лишь удивляться, откуда приходит сие новомодное веяние, вычурно именующее все слова, сказанные в адрес противника, обидными и язвительными. Что же ты думаешь о Христе? Был ли Он хулителем, называя иудеев родом лукавым и прелюбодейным, порождением ехидниным, лицемерами и детьми дьявола? Что же скажешь о Павле? Оскорблял ли он кого-либо, называя врагов благовествования псами и злыми делателями? Павла, который (в тринадцатой главе Деяний апостолов) яростно поносит лжепророка: «О, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды!»… Разум, сознающий истину, не всегда может вынести строптивых и сознательно слепых врагов истины».

Если вы не хотите остаться вовсе без духовных наставников, будьте снисходительны к своим пасторам. Помните, идеальных служителей не бывает. Задумайтесь, насколько сложна их жизнь: ведь им приходится находиться на передовой в духовной войне. Не мечтайте о себе высоко: пусть вам не кажется, что на их месте вы справились бы со всеми обязанностями гораздо лучше и смогли бы избежать всех ошибок. Молодой служитель как-то спросил меня: «Почему Моисей ударил палкой по скале, когда народ жаждал? Разве такой служитель имеет право так выходить из себя?» (Надеюсь, вы помните эту историю (Чис. 20:1-13). Народ жаждал в пустыне, роптал против Моисея и Аарона, требуя воды. Господь повелел Моисею сказать скале, и из нее забил бы источник воды. Однако вместо этого Моисей дважды ударил по скале жезлом). Зная, насколько вспыльчив задавший вопрос, мне пришлось сказать ему: «На месте Моисея ты бы настолько рассердился на народ, что стал бы бить жезлом не по скале, а по головам ропотников».

Совершенных служителей не бывает – это первая истина, которую следует усвоить, дабы избежать отрицательных последствий негативного отношения к христианским лидерам.

 

Во-вторых, не все несовершенства служителей могут быть приравнены к несоответствию требованиям Писания

Библия призывает пресвитера быть верным жене и хорошо воспитывать детей (Тит. 1:6), иметь благочестивый характер (Тит. 1:7-8) и верно преподавать Слово (Тит. 1:9-10). Человек, который явно не соответствует этим критериям, не может быть христианским лидером. Но и соответствие им не подразумевает совершенства.

Духовно незрелые люди, заметив любую ошибку пастора в семье, в личном поведении или при толковании сложных текстов Писания, готовы заявлять: «Он не соответствует требованиям Слова Божьего». Но в таком вопросе спешить нельзя, необходимо отличать недостаток, дисквалифицирующий служителя, от ошибки, которую можно исправить. Например, если пастор развелся с супругой или в их браке имеет место неверность, это – несоответствие требованиям Библии, не позволяющее нести служение. А если вы однажды услышали разговор на повышенных тонах в семье пастора, это далеко не повод, чтобы навсегда разочароваться в нем. Если у пастора все дети неверующие и ведут распутный образ жизни, это – явный признак несоответствия. А если большинство детей – христиане и только один или два еще не спасены, то это не повод для отвержения пастора. То же самое можно сказать и о его личном благочестии, и о его верности Писанию. Если пастор преподает основные доктрины Библии верно и по второстепенному вопросу высказал мнение, с которым вы не согласны, это не может быть основанием для отвержения такого служителя.
Оценивать Божьих людей сквозь призму Писания следует с мудростью, отличая незначительные несовершенства от грубого несоответствия Слову. Оценка должна быть серьезно проверена временем и смягчена размышлениями о благодати Божьей, в которой ежедневно продолжает нуждаться и каждый из нас.

 

В-третьих, позвольте христианским служителям поступать свободно по второстепенным вопросам

Посещая свою подругу, пожилая христианка заметила на холодильнике фотографию ее детей. На фото дочь подруги со своим мужем, одним из пресвитеров церкви, были запечатлены во время отдыха на природе. Вглядевшись в фотографию, гостья заметила, что пресвитер одет в спортивную одежду, особенно ей не понравились шорты. Отойдя от фотографии, христианка заявила, что служитель церкви никогда не должен так одеваться.
Высказывания подобного рода мне приходилось слышать очень часто. Одни утверждали, что пастор вообще не имеет права тратить время на хобби, например такие, как рыбалка, охота, спорт и тому подобное. Другие настаивали на том, чтобы служители церкви не уезжали во время отпуска в какой-либо курортный город. Третьи добивались от пресвитеров абсолютного аскетизма во всем. (Чтобы не допустить неправильное понимание моей точки зрения, считаю необходимым отметить, что я совершенно далек от того, чтобы поддерживать взгляды служителей, которые публично хвалятся своими мышцами, наколками, либо посвящены стремлению к комфортной жизни или своему хобби больше, чем служению в церкви).

Если Библия не запрещает служителям наслаждаться дарами благодати, вкушая пищу, отдыхая на природе, радуясь хорошей рыбалке или утренней пробежке, то и христиане не должны этого делать. Следует понимать, что пресвитеры в своем служении сталкиваются с большими психологическими перегрузками. Порой за одну неделю им приходится утешать, обличать и вразумлять людей больше, чем некоторым христианам за целый год. Добавьте ко всему этому еще и презрение мира, клевету против истины, безразличие, неблагодарность или даже отступничество кого-то из учеников. Соответственно, для того чтобы сохранять в таких обстоятельствах и радость в Боге, и бодрость духа, требуется не только пребывать в Слове и молитве, но и не пренебрегать тем, что Господь сотворил, «…дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением» (1Тим. 4:3).
Поэтому, чтобы не прибавлять ничего к трудностям пасторского служения, не обременяйте своих наставников ненужными ограничениями, не исходящими из Слова Божьего, а являющимися следствием различных вымыслов и предрассудков.

В-четвертых, позвольте служителям заботиться о вас и через своих помощников

Согласно Божьему замыслу, эффективное руководство народом Божьим осуществляется лидерами через многочисленных помощников. 18-я глава книги Исход содержит несколько свидетельств этого. Обратившись к стихам с 13-го по 27-й, рассмотрим свидетельства в пользу руководства, осуществляемого через помощников.

 

 

Первое свидетельство:

Экономится время

«На другой день сел Моисей судить народ, и стоял народ пред Моисеем с утра до вечера. И видел тесть Моисеев, все, что он делает с народом, и сказал: что это такое делаешь ты с народом? для чего ты сидишь один, а весь народ стоит пред тобою с утра до вечера?» (стихи 13-14).

Руководя народом Божьим, общая численность которого могла достигать двух миллионов, Моисей являлся единственным признанным лидером, поэтому именно ему приходилось рассматривать все судебные тяжбы народа. Соответственно, восседать в качестве судьи и пророка, доносящего волю Божью, ему приходилось с утра до вечера, а толпы народа дожидались, когда же наступит время рассмотрения их дела. Чтобы предположить масштаб столпотворения,  достаточно представить, какие очереди можно было бы увидеть у здания суда, если бы в городе с двухмиллионным населением все дела, как уголовные, так и административные, рассматривал исключительно один судья. Заметив, как обременительна для Моисея и народа такая практика, Иофор, тесть Моисея, справедливо возмутился: «Что это такое делаешь ты с народом? Для чего ты один сидишь, а весь  народ стоит перед тобой с утра до вечера?»

Руководство, совершаемое единолично приводит к тому, что лидер начинает «тонуть в трясине» невыполненных дел. Он может напряженно трудиться с раннего утра до позднего вечера и, несмотря на это, не успевать к одним, заставляя других ждать, оставляя множество нужд и просьб без должного внимания.

Руководить же через помощников значительно эффективней. Когда я нес пасторское служение в церкви, насчитывавшей тридцать новообращенных членов, у меня не было помощников, поэтому мне приходилось работать очень много, ежедневно встречаясь с верующими. О том, чтобы проводить вечера с семьей или взять хотя бы двухнедельный отпуск, не могло быть и речи. Сегодня же в церкви, численность которой во много раз больше, у меня немало помощников, благодаря этому при руководстве более крупной общиной у меня появилось гораздо больше свободного времени, чем при руководстве маленькой группой новообращенных.

Но духовно незрелые люди могут обижаться и считать это недостатком любви руководителя, если им не удается по всем вопросам консультироваться лично у пастора. Несмотря на это, именно руководство через помощников является наиболее милосердным к людям, так как не оставляет никого без внимания и не заставляет проводить долгие часы или даже дни в ожидании решения своих проблем.


Второе свидетельство в пользу руководства, осуществляемого через помощников:

Сберегаются физические и эмоциональные силы

«И сказал Моисей тестю своему: народ приходит ко мне просить суда у Бога; когда случается у них какое дело, они приходят ко мне, и я сужу между тем и другим и объявляю уставы Божии и законы Его. Но тесть Моисеев сказал ему: не хорошо это ты делаешь: ты измучишь и себя и народ сей, который с тобою, ибо слишком тяжело для тебя это дело: ты один не можешь исправлять его» (стихи 15-18).

Указав на то, что единоличное руководство занимает чрезмерно много времени (стих 14), Иофор подчеркнул, что оно забирает и слишком много сил: «Ты измучишь и себя, и народ. Слишком тяжело для тебя это дело».

Лидер, пытающийся единолично вникать во все проблемы людей, включая самые незначительные, «перегорит» в служении. Он нерационально израсходует физические и эмоциональные силы, в результате чего не сможет трудиться плодотворно в течение долгого времени. В конечном итоге он либо оставит служение, либо станет настолько неэффективным, что не сможет помогать нуждающимся в нем. Он уподобится отцу, оставившему детей без средств к существованию из-за того, что непродуктивно расходовал силы, перерабатывал «на производстве», и в результате заболел. Только тот, кто мудро расходует физические и эмоциональные силы, способен направлять их на решение стратегических вопросов, способен осуществлять руководство на высоком уровне достаточно долго.

 

Третье свидетельство в пользу руководства, осуществляемого через помощников:

Взращиваются новые лидеры

«Итак послушай слов моих; я дам тебе совет, и будет Бог с тобою: будь ты для народа посредником пред Богом и представляй Богу дела [его]; научай их уставам и законам [Божиим], указывай им путь [Его], по которому они должны идти, и дела, которые они должны делать; ты же усмотри из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь [их] над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками; пусть они судят народ во всякое время и о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами: и будет тебе легче, и они понесут с тобою [бремя]» (стихи 19-22).

Иофор посоветовал Моисею сфокусировать свой труд на донесении Слова Божьего, а весь народ поделить на группы по десять, пятьдесят, сто и тысяче человек, поставив над ними благочестивых лидеров. Только разделив бремя ответственности с Моисеем, лидеры смогли начать полноценно развиваться, набираясь незаменимого опыта.

Как известно, люди, находящиеся в церкви, лучше всего изменяются лишь тогда, когда они начинают заботиться о ближних – оказывать помощь, сопереживать. Лучший способ взращивания лидеров, воспитания пасторов и их помощников состоит не только в том, чтобы их обучать, но и в том, чтобы поручать им практическое служение, например, заботу о новообращенном, о семье, перешедшей из другой общины, или о тех людях, которые долгое время не демонстрируют признаков духовного развития.

«Пусть они судят народ во всякое время и о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами: и будет тебе легче, и они понесут с тобою [бремя]»       (стих 22).

Включившись в дело служения, новые лидеры станут союзниками Моисея: «…они понесут с тобою [бремя]».

Взращивание лидеров через поручение им практического служения создает атмосферу сотрудничества. Без этого энергичные, полные творческих сил люди начинают расходовать свой потенциал неправильно. Их энергия тратится бесполезно. Тех, кто работает с душами из последних сил, они начинают с безразличием критиковать, не разделяя ни в коей мере ответственность за созидание церкви. Чем больше служащие в общине заняты реальной работой, тем меньше у них остается сил и желаний соперничать друг с другом. Сотрудники церкви начинают восприниматься ими не как конкуренты, а как союзники в духовной битве, соработники в нелегком труде.

 

Четвертое свидетельство в пользу руководства, осуществляемого  через помощников:

Создаются условия для продолжительного служения в мире и согласии с народом Божьим

«Если ты сделаешь это, и Бог повелит тебе, то ты можешь устоять, и весь народ сей будет отходить в свое место с миром. И послушал Моисей слов тестя своего и сделал все, что он говорил; и выбрал Моисей из всего Израиля способных людей и поставил их начальниками народа, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками. и судили они народ во всякое время; о делах важных доносили Моисею, а все малые дела судили сами. И отпустил Моисей тестя своего, и он пошел в землю свою» (стихи 23-27).

По словам Иофора, если Моисей разделит лидерство со своими помощниками, он сможет «устоять», то есть его служение будет продолжительным, а народ не станет томиться в ожидании разрешения своих тяжб и, получив своевременную помощь, «…будет отходить в свое место с миром».
Моисей внял совету тестя. Однако в полной мере осуществил все сказанное им лишь после того, как получил закон на горе Синай (Втор. 1:9-15).
Хотя для непосвященного человека пасторский труд может показаться легким занятием, тем не менее, устоять в нем достаточно непросто. Мирное взаимодействие с церковью – одна из непростых целей, которую необходимо достигать. Опасность создать атмосферу конфликтов и увязнуть в разбирательствах по второстепенным вопросам угрожает любому лидеру. И только руководство, осуществляемое через благочестивых, преданных Богу и друг другу помощников, способно защитить от этих проблем.

Несмотря на все преимущества описанного стиля руководства, духовно незрелые христиане порой не могут его принять и обижаются, когда сталкиваются с ним. По их мнению, именно старший пастор церкви должен лично разбираться во всех их жизненных трудностях. Попытка передать душепопечение таковых людей помощникам пастора порой приводит к непониманию. Верующим ошибочно может показаться, будто пастор их не любит, не заботится о них, пренебрегает ими и тому подобное, вследствие чего появляется недовольство, вносящее раскол в общину и мешающее ее гармоничному развитию.

Некоторое время назад в одной из церквей, мудро руководимой благочестивыми пресвитерами через многочисленных  помощников, неразумные люди пытались даже выдвинуть против служителей обвинения в недостатке любви к церкви и в нежелании проводить достаточно времени в общении со всеми. К счастью, после того как этой общине были объяснены библейские принципы руководства, выдвинутые обвинения стали выглядеть для всех абсурдом.

Дабы оказаться непричастным к подобным деструктивным действиям, следует в смирении принимать учение Писания об эффективном руководстве, видеть в этом благо для себя и для церкви в целом, понимать, что именно через своих помощников пресвитеры способны явить общине гораздо больше любви и заботы, чем через попытки постоянно взаимодействовать лично с каждым.

 

На прошлой неделе в городском общественном транспорте мои друзья встретили бывшего члена нашей общины, покинувшего ее в 2005 году (семь лет назад). Он решил сменить церковь лишь из-за малейшей ошибки одного из пастырей нашей церкви, который в разговоре с ним повысил голос, за что впоследствии попросил прощенья. С тех пор в поисках лучших и совершенных служителей он сменил четыре общины и на момент встречи ушел еще из одной, решив теперь вообще не присоединяться ни к какой церкви. Его духовная жизнь в явном упадке, семья на грани распада, совсем скоро и подрастающим детям трудно будет объяснить, почему родители называют себя христианами, но не посещают ни одну из поместных церквей.

Если вы не хотите совершать подобных ошибок, необходимо следить за тем, чтобы не иметь нереальных ожиданий от христианских лидеров.




Новые проповеди




Местная религиозная организация
г.Ростов-на-Дону, пер.Кляземский,19
"Ростовская церковь Евангельских Христиан Баптистов"
ИНН 6166032752

ОКФС54,ОГРН1026100025214 от 04.11.2000г.
ОКОПФ 20300 религиозная организация (83 статис)
ОКПО 40506956,оконх 98700
344056 г. Ростов на Дону ул. Татарская/пер.Кляземский дом 37/19