Провидение открывает иронию Бога (Глава из книги «Открытия провидения»)



Все происходящие события раскрывают не только бесконечную славу Бога, Его особую волю и заботу о Своем творении, но и открывают иронию, присущую Его личности. Под иронией мы понимаем насмешку, выражающую порицание.

Писание сообщает  о том, что у Бога есть чувство юмора. Но когда Библия говорит об этом, она не сравнивает чувство юмора Бога с проявлением беззаботного смеха человека, а говорит о насмешке над гордыми, самодовольными людьми, пытающимися обмануть Всевышнего, восстать против Его власти или унизить бедного, слабого человека.

 

«Псалом Давида. Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. "Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их". Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им»       (Пс. 2:1-4).

 

Господь смеется над тщеславными попытками людей восстать против Его власти.

 

«Нечестивый злоумышляет против праведника и скрежещет на него зубами своими; Господь же посмевается над ним, ибо видит, что приходит день его. Нечестивые обнажают меч и натягивают лук свой, чтобы низложить бедного и нищего, чтобы пронзить [идущих] прямым путем: меч их войдет в их же сердце, и луки их сокрушатся» (Пс. 36:12-15).

 

Нечестивый замышляет зло против праведника, но Господь, управляющий провидением и знающий конец каждого, смеется над его коварными планами, потому что ясно видит конец, к которому идет нечестивый. Нечестивые замышляют зло против святых, но сами станут жертвой собственного насилия.


«Избавь меня от врагов моих, Боже мой! защити меня от восстающих на меня. Избавь меня от делающих беззаконие; спаси от кровожадных. Ибо вот, они подстерегают душу мою; собираются на меня сильные, не за преступление мое и не за грех мой, Господи. Без вины [моей] сбегаются и вооружаются; подвигнись на помощь мне и воззри. Ты, Господи, Боже сил, Боже Израилев, восстань посетить все народы, не пощади ни одного из нечестивых беззаконников. Вечером возвращаются они, воют, как псы, и ходят вокруг города. Вот, они изрыгают хулу языком своим; в устах их мечи: "ибо", [думают они], "кто слышит?" Но Ты, Господи, посмеешься над ними; Ты посрамишь все народы» (Пс. 58:2-9).

 

Давид выражает уверенность в том, что Господь унизит его врагов и посмеется над ними.

 

«Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли: за то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас» (Пр. 1:24-26).

 

Бог посмеется в день суда над грешниками, отвергшими Его мудрость. Еврейское слово, переведенное в данных текстах как «посмеется», «посмеивается», «посмеешься» и «посмеюсь», буквально означает «смеяться, улыбаться», второе значение – забавлять.

Больше всего Господь проявляет Свою иронию, унижая тех,  кто ищет собственного величия, и возвышая тех, кто не ищет ничего, кроме Его славы. Господь, насмехаясь над нечестивыми, порицает их не только тем, что уничижает их, но и тем, что возвеличивает тех, кого они считают ничтожными.

 

 

Человеческое стремление возвеличить себя

Стремление к самовозвеличиванию движет нечестивыми. Это отголосок обещанного сатаной в Эдемском саду: «...и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:3).

Желание остаться в истории, прослыть оригинальным, неповторимым подталкивало некоторых людей к безумным поступкам.

В 356 г. до Р.Х. грек Герострат сжег в Эфесе одно из семи чудес света – храм языческой богини Артемиды. Как выяснилось позже, сделал он это лишь для того, чтобы обессмертить свое имя. И хотя власти города пытались сделать все для того, чтобы его имя больше нигде не упоминалось, тем не менее, им это не удалось. Имя Герострата, как он и хотел, вошло в историю, оно содержится в большинстве справочников мира.

В 1555-1560 гг. был построен знаменитый храм, который носит имя одного юродивого, Василия Блаженного. Он расположен в Москве на Красной площади. Иван Грозный настолько был восхищен красотой этого сооружения, что приказал выколоть глаза мастерам Постнику и Барме, создавшим его. Почему же царь так жестоко с ними обошелся? Потому что  он беспокоился о том, чтобы они не построили ничего более красивого для кого-нибудь другого.

Стремление к оригинальности, самовозвеличиванию побуждает совершать преступления.

В наши дни такое стремление принимает более гуманные формы.

На пасторской конференции, проводимой в 2006 году церковью «Благодать» города Сан-Валлей в Калифорнии, мне довелось услышать интересную историю, рассказанную Альбертом Молером, президентом одной очень большой баптистской семинарии. Однажды он был приглашен на телевидение для участия в  религиозной  программе. Вместе с ним в этой программе принимал участие гуру, представитель восточной религии. После программы гуру подарил Молеру очень толстую книгу своего авторства.  Спустя некоторое время секретарь гуру позвонил Молеру и попросил написать несколько слов об этой книге (такие отзывы обычно печатают на оборотной стороне обложки) для того, чтобы ее прорекламировать и способствовать продажам. Молер ответил секретарю следующее: «В своей жизни я никогда не читал более глупой книги. Вот и все, что я могу написать о ней». На удивление, секретарь ответил: «Это как раз то, что нам нужно».

В современной культуре постмодернизма самое главное – прослыть популярным, и, порой, совершенно неважно, станешь ты известным как великий мудрец или как великий глупец.

В максимальной степени человеческое стремление к самовозвеличиванию проявится в личности антихриста: «в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес. 2:4). Его стремление к самопревозношению дойдет до безумия. Однажды он объявит себя Богом и потребует поклоняться себе, как Богу, и миллиарды неспасенных поклонятся ему (Отк. 13:8).

 

 

Отношение Бога к человеческому стремлению возвеличить себя

Самовозвеличивание человека, претендующего на место Бога, является основным грехом, вызывающим гнев Господа. Именно этот грех становится главным объектом порицающей насмешки Бога.

Вспомните, как наслаждался собственной славой Навуходоносор:

«По прошествии двенадцати месяцев, расхаживая по царским чертогам в Вавилоне, царь сказал: «это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!» (Дан. 4:26-27).

 

Навуходоносор был самым великим монархом в древнем мире. Его строительные достижения сделали Вавилон величайшим городом на земле. Стены города высотой с современный девятиэтажный дом поражали всякого приближающегося к ним. Их ширина была настолько большой, что позволяла двигаться по стене одновременно нескольким колесницам параллельно друг другу. В городе располагались высокие многоэтажные здания (большая редкость для того времени). Одним из чудес света считались знаменитые сады, расположенные высоко над землей.

Несомненно, на упивающегося своей славой царя не мог не обратить внимания Тот, Кто один достоин славы:

«Еще речь сия была в устах царя, как был с неба голос: "тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя! И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет!" Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором, и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него – как у птицы» (Дан. 4:28-30).

 

Современной науке известно подобное заболевание под названием ликантропия. Заболевая им,  человек считает себя животным, волосы становятся косматыми, ногти толстыми и длинными, больной перестает питаться человеческой пищей и ест пищу животных, траву. Скорее всего, Навуходоносор воображал себя быком, так как в одной из вавилонских надписей, найденной археологами, упоминается об этом.

В том, как Господь поразил Навуходоносора, есть определенная ирония, насмешка. Тот, кто считал себя мудрым, великим, влиятельным, мгновенно превратился в безумного, ничтожного, жалкого. Опозорив гордого царя, посмеявшись над ним, Господь явил ему в дальнейшем великую милость.

«По окончании же дней тех я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество – владычество вечное и Которого царство – в роды и роды. И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле, и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: "что Ты сделал?" В то время возвратился ко мне разум мой, и к славе царства моего возвратились ко мне сановитость и прежний вид мой; тогда взыскали меня советники мои и вельможи мои, и я восстановлен на царство мое, и величие мое еще более возвысилось. Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо» (Дан. 4:31-34).

 

Рассмотрим еще несколько отрывков Писания.

«В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение» (Лк. 10:21).

 

Вожди Израиля, книжники и фарисеи, считали себя мудрецами, элитой нации, а учеников Господа – темными, необразованными провинциалами. Над галилеянами нередко насмехались. Представить, что из  Галилеи придет пророк, для фарисеев и первосвященников было невозможно (Ин. 7:52). Но Бог  решил опозорить этих гордецов, посмеяться над теми, кто смеется над Его слугами. Бог закрыл для них понимание смысла пришествия Его Сына и открыл это простым «провинциалам».

«Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас  спасаемых – сила Божия. Ибо написано: «погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну». Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо, когда мир [своею] мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1Кор. 1:18-21).

 

Гордые интеллектуалы ищут собственной славы в земной мудрости, считают себя способными отличить мудрое и достойное от глупого и ничтожного. Но Бог решил опозорить их тем, что сделал самую ценную, самую достойную, самую важную Евангельскую весть непривлекательной для них, для их гордого самоцентричного мышления.

«Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1Кор. 1:27-30).


Все великие в собственных глазах, гордые и надменные, использующие интеллект и материальные ценности для самопревозношения (звезды кино и эстрады, религиозная элита), в большинстве своем смеются над Богом Библии. В своем желании быть богами они воруют славу у Бога и присваивают ее себе. Они так гордо шли по этой жизни и так дерзко смеялись над Словом Божьим, что Господь решил их опозорить, высмеять. И как Бог решил это сделать? Он не избрал большинство из них к спасению! Бог обошел великих мира сего! Поэтому они будут вечно находиться в состоянии унижения, позора. Ад – это место вечного унижения, место страданий, частью которых является позор (Кол. 2:15). Крест опозорил сатану и бесов, обрек их на вечное бесславие. (Конечно, Бог иногда спасает великих мира сего. Нельзя сказать, что все великие и знаменитые обречены, каждый, кто обратится, будет спасен. Но даже спасая таких людей, Господь сокрушает их гордыню и смиряет, как в случае с Навуходоносором).

В вечности гордиться будет невозможно. В раю искупленные, освободившись от влияния греховной плоти, даже не будут иметь такого желания. В аду же нечестивые никогда не избавятся от подобного желания, но не будут иметь возможности для проявления гордости. Их гордость будет вечно подавляема.

Как мы уже отмечали, насмешка Бога, выражающаяся в порицании нечестивых, проявляется не только в унижении их, но и в возвеличивании тех, кого они ошибочно считали ничтожными. Дополнительные страдания нечестивые испытают, наблюдая за тем, как те, кого они считали ничтожными, будут возвеличены у них на глазах. Конечно, они будут мучиться от осознания собственного позора, но дополнительные страдания придут от созерцания славы  своих противников или тех, кого они презирали.

В притче о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31) богач не только испытал унижение, мучения, но и увидел Лазаря в месте радости и чести рядом с Авраамом. Блаженство небес, несомненно, станет вечным укором для всех противников Бога, обреченных на вечное осуждение ада.

Бог накажет тех, кто стремится к собственной славе, и возвеличит тех, кто стремится отражать лишь Его славу.

«Приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня; ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф. 26:7-13).

Иисус решил возвеличить эту женщину. Ее поступок вошел в историю, о нем знают миллионы.



«И поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых!» (Отк. 15:3).

Бог возвеличивает Моисея в небесах: небожители поют песнь Моисея.



«Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» (Отк. 21:14).

На земле апостолов многие считали безумцами (1Кор. 4:10), сором и прахом (1Кор. 4:13), в небесах же они будут возвеличены. Их имена написаны на основаниях вечного города.

 

 

Практическое применение

Господь может проявить Свою иронию и над непослушными христианами. Если мы не хотим стать объектами порицающей насмешки Бога, нам необходимо внимательно следить за своими мыслями, словами и делами.

Будет полезно задаться вопросами:

  • Не стремлюсь ли я создать имидж религиозного человека, духовного, праведного, поражающего всех своей внешней набожностью?
  • Не стремлюсь ли я удивлять окружающих особенностями своего гардероба, физическими возможностями своего бренного тела или выдающимися интеллектуальными способностями?
  • Не стремлюсь ли я выделиться, превознестись над другими своим имуществом (домом, автомобилем)?
  • Не стремлюсь ли я превозноситься достижениями своих детей или родителей?
  • Не стремлюсь ли я возвыситься, считая себя самым несчастным человеком, которого никто не понимает?

Человеческое стремление к величию в любой области непременно вызывает гнев Божий, потому что является попыткой украсть славу у Господа.

Если вы не хотите, чтобы Бог унизил вас, опозорил, тогда оставьте все мечты о собственном величии. Пользуйтесь всем, что вам дал Господь, с благодарностью, сознавая собственную слабость и зависимость от Него (1Кор. 4:7). Работайте и служите там, где вас поставил Господь. Пользуйтесь дарами благодати, носите вещи, покупайте все необходимое, разумно ухаживайте за своим телом (Рим. 13:14), правильно выбирайте манеру разговора и поведения. Делайте все это так, чтобы во всем искать славы Божьей, а не демонстрировать собственное превосходство перед людьми.

 

 

Исторические примеры

Наблюдая за событиями, как в нашей жизни, так и в истории, можно увидеть иронию Бога, порицающего через Свое провидение различные проявления человеческой гордыни, самоуверенности, надежды на плоть.

Французский писатель и философ Вольтер почитается многими как великий человек. Долгие годы своей жизни он посвятил борьбе с христианством. Он стремился искоренить религию навсегда. О Библии он заключил, что она недостойна внимания, и написал очень много против этой книги, считая, что опроверг ее. Но если для ее окончательного разрушения потребуются еще удары, их нанесет его ученик Ля Гарп, утверждал Вольтер.

Насмешка Бога над Вольтером раскрылась через провидение в следующем. Ля Гарп, на которого Вольтер возлагал большие надежды, во время французской революции оказался в тюрьме. В это время к нему в руки попала Библия. Читая ее, он не только признал себя христианином, но и стал впоследствии видным защитником христианства. И еще: спустя время после смерти Вольтера, в его парижском доме расположился склад Британского библейского общества. Согласитесь, у Бога есть чувство юмора. Он высмеял того, кто столько лет насмехался над Его Словом.

Бог не оставляет  без Своего внимания многие проявления человеческой самоуверенности. Вот почему непотопляемые корабли тонут. «Титаник», объявленный непотопляемым, затонул в первом же рейсе. Хотя его создатели настолько были уверены в его непотопляемости, что даже убрали многие шлюпки, так как думали, что они не понадобятся.

Люди, воспевающие безграничные способности человека, сами порой оказывались слабыми и беспомощными. Американский актер, впервые  воплотивший в кинематографе образ супермена, всемогущего человека, большую часть жизни был прикован к инвалидному креслу. В результате травмы, полученной после съемок знаменитого фильма, он полностью потерял способность двигаться, управлять своим телом. Тело «супермена» в фильме было способно на все, тело актера в реальности не могло делать ничего.

Иммануил Кант, по мнению некоторых, один из самых тонких философов в истории человеческой мысли, утверждал, что человек способен мыслить независимо, самостоятельно, не опираясь ни на какие авторитеты. Однако в конце своей жизни его память настолько ослабла, что он потерял возможность мыслить даже как обычный человек, забывал  простые слова и не мог подписаться собственным именем.

 

 

Совместима ли ирония с состраданием?

Ни в коем случае не позволяя себе насмехаться над вышеописанными людскими страданиями, мы все же можем заметить определенную закономерность в действиях Бога, управляющего провидением. Эта закономерность утверждается в Писании:

«Придет гордость, придет и посрамление...» (Пр. 11:2).

Ирония Бога в подобных случаях проявляется не в лишенной сострадания язвительной усмешке, а в порицании греховного желания обрести безопасность без надежды на Него и утверждения упования на человеческие силы, якобы способные решить все земные проблемы и научить независимому от других авторитетов мышлению. (Мышление, не подчиненное авторитету Бога, раскрывшего Свою волю в Писании, ведет к утверждению человека в обмане).

Читающие в Писании о Боге, посмеивающемся над слабостью и падением гордого человека, могут задаться вопросом: как можно это согласовать с другими текстами Библии, говорящими о человеколюбии и сострадании Господа? Несколько лет назад некоторые известные проповедники приводили в пример историю об одном лжеучителе, утверждавшем, что он способен ходить по воде. Для того чтобы убедить окружающих в том, что это ему под силу, он собрал множество людей у бассейна, сделал шаг и на глазах у всех с брызгами ушел под воду. Если предположить, что он еще и ударился о борт бассейна, возникает вопрос: как нам относиться к произошедшему? С одной стороны, мы можем испытывать сострадание к травмированному человеку. С другой стороны, мы можем смеяться и радоваться тому, что этот лжеучитель опозорен и его обман раскрылся. Подобным образом и Господь может одновременно и сострадать людям, и радоваться посрамлению гордых.

То, как Бог обходится с гордыми и непокорными людьми, открывает нам иронию, присущую Его личности. Будем помнить об этой особенности Его характера для того, чтобы самим не стать объектом Его порицающей насмешки.




Новые проповеди




Местная религиозная организация
г.Ростов-на-Дону, пер.Кляземский,19
"Ростовская церковь Евангельских Христиан Баптистов"
ИНН 6166032752

ОКФС54,ОГРН1026100025214 от 04.11.2000г.
ОКОПФ 20300 религиозная организация (83 статис)
ОКПО 40506956,оконх 98700
344056 г. Ростов на Дону ул. Татарская/пер.Кляземский дом 37/19