Провидение открывает волю Бога



Мы будем говорить не о внешней воле Бога, а о внутренней. Разницу между этими понятиями необходимо обозначить в самом начале главы, для того чтобы избежать неправильного понимания рассматриваемых в дальнейшем вопросов.

 

Внешняя и внутренняя воля Бога

Нередко мне задают следующие вопросы: почему в одном месте Священного Писания сказано, что Бог хочет, чтобы все люди спаслись, как, например, в 1 Тим. 2:1-4, а в другом месте говорится, что имена некоторых людей  не вписаны в книгу жизни от создания мира:

«И удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится» (Отк.17:8).

«Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в [повод к] распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа» (Иуд. 4).


Например, о фарисеях Иисус Христос говорит: «Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они − слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15:13-14). Это означает, что все те, кого Отец не пожелал посадить на Своем поле, то есть избрать к спасению прежде создания мира, погибнут в результате своих грехов, своего неверия.

Как же нам сопоставить всеобщие призывы к спасению и тот факт, что далеко не все люди предопределены к нему?

Каждому христианину следует понимать Божью волю как внутреннюю, так и внешнюю. Для того чтобы понять, о чем идет речь, приведу несколько примеров из обычной жизни. Мой друг говорит: «Завтра я  хотел бы не пойти на работу, отдохнуть дома и провести время со своей семьей». Это его внешняя воля. Однако несмотря на такое желание, ему придется действовать в соответствии со своей внутренней волей: пойти на работу и работать десять часов, для того чтобы обеспечить свою семью. Внешняя воля − это наши желания. Но нам приходится подчинять свою внешнюю волю внутренней по определенным причинам.

А теперь посмотрим на действие внешней и внутренней воли Бога. Внешняя воля: желает ли Бог, чтобы грешники насмехались над Его возлюбленным Сыном? Конечно же, нет! Внутренняя воля: запланировал ли Бог смерть Своего возлюбленного Сына от рук грешников? Да!

«Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас»  (1Пет. 1:18-20).

Внешняя воля: желает ли Бог, чтобы кто-нибудь из грешников погибал? Ответ: нет.

«Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» (Иез. 33:11).

Внутренняя воля: отправляет ли Бог людей в погибель? Ответ: да. Ученые говорят, что  в дни Ноя, во время потопа, Бог погубил десятки миллионов человек.

 

Внешняя воля: желает ли Бог, чтобы антихрист правил миром и устанавливал злые, безбожные порядки? Ответ: нет. Внутренняя воля: допустит ли Бог правление антихриста на земле? Ответ: да.

«И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом, и народом, и языком, и племенем» (Отк. 13:7).

Бог допустит действия антихриста, без Его ведома не происходит ничего.

Внешняя воля: желает ли Бог, чтобы все люди спаслись? Ответ: да. Внутренняя воля: избрал ли Бог к спасению всех без исключения? Ответ: нет.
Исследуя Священное Писание, мы встречаем кажущееся противоречие в желаниях и действиях Бога. Однако, как мы только что увидели, Бог действует в точном соответствии с желаниями Своей внутренней воли. (Нам должно быть ясно, что понятия «внешняя воля» и «внутренняя воля» приняты нами как условные термины, необходимые, чтобы ответить на многие вопросы. Однако, как мы проследили, они вытекают из Священного Писания и приняты для краткости формулировок).

Итак, внешняя воля Бога – это Его внешние желания, отраженные в библейских заповедях. Внутренняя воля Бога – это Его план, составленный прежде сотворения мира и осуществляемый через провидение.

 

 

 

Как согласовать свои желания с внутренней волей Бога


На основании Писания для познания внутренней воли Бога можно составить следующую формулу:


Стремление человека    +    Соответствие этого стремления Слову Божьему    +    Возможности от Бога для осуществления этого стремления    =    Внутренняя воля Бога


Давайте проверим эту формулу.


«Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их» (Деян. 16:6-7).


Павел и Сила имели желание. Они стремились идти в Асию для проповеди Евангелия. Соответствовало ли их желание Слову Божьему? Несомненно, соответствовало (Мф. 28:19-20). Дал ли Бог им возможность осуществить это желание? Нет! Следовательно, Бог не хотел, чтобы они шли в Асию. Бог управлял служением Павла, как Ему угодно.

Чарльз Сперджен, как известно, не имел официального богословского образования. Но в молодости он даже предпринимал шаги для встречи с директором баптистского колледжа, доктором Джозефом Ангусом, чтобы обсудить вопрос своего поступления: «Собеседование должно было состояться в Кембридже, в доме известного книгоиздателя Даниэля Макмиллана. Чарльз прибыл в назначенное время, и служанка провела его в прихожую, где он должен был ждать прихода доктора Ангуса. Прождав почти два часа, он позвал служанку и спросил, в чем дело, и тут оказалось, что она повела доктора в прихожую в другом конце дома. Он тоже сидел и ждал все это время и только несколько мгновений назад был вынужден уйти, чтобы успеть на поезд».  «В последующие годы Спреджен, вспоминая о несостоявшейся встрече с доктором Ангусом, говорил, что «за ошибкой служанки скрывалась Господня рука»».  

У Сперджена было желание. Это желание не противоречило Библии. Но обстоятельства, управляемые провидением, не способствовали осуществлению этого желания. По этой причине Сперджен сделал совершенно правильный вывод: Сам Бог воспрепятствовал его встрече с директором колледжа.

Через различные обстоятельства жизни, управляемые провидением, Господь открывает Свою волю и по многим другим вопросам.
Вы хотите вступить в брак и не знаете, желает ли этого Бог. Далее вы проверяете, не противоречит ли это желание учению Библии (Библия запрещает вступать в  брак с неверующим (1Кор. 7:39, 2Кор. 6:14-18) или разведенным без библейского основания (Мф. 19:9)). Если у вас есть желание и соответствие учению Библии, но нет возможности (например, христианин или христианка не желает вступать с вами в брак), значит, воли Божьей на вступление в брак именно с этим человеком сейчас нет.

Вы хотите поменять место жительства, переехать в другой город. Проверьте, соответствует ли это желание Слову Божьему. Не пытаетесь ли вы поселиться в современном Содоме? Есть ли в этом городе библейская церковь? Какие ценности, вечные или только земные, побуждают вас к переезду? Не помешает ли переезд вашему личному духовному росту и росту ваших близких, спасению ваших детей? И даже если вы видите, что желание переехать полностью согласуется со Словом Божьим, но вы не можете переехать из-за изменившихся обстоятельств, вам необходимо признать: в данный момент Бог не желает вашего переезда.

 

 

Провидение открывает волю Бога относительно вашего служения

Способность видеть волю Бога в Его провидении имеет огромное значение для определения места служения, решения трудных церковных вопросов, развития довольства своим служением, мудрого библейского влияния на окружающих и развития доверия Господу.

 

Провидение открывает волю Бога относительно места вашего служения

Несколько месяцев назад мне довелось беседовать с выпускником  хорошей семинарии. Он говорил о том, что очень хочет служить, но не может из-за финансовых проблем, отсутствия жилья и сложного семейного положения. Он ждет приглашения на пасторское служение из какой-либо церкви, но ни одна церковь пока не пригласила его. Мой собеседник был из-за этого раздражен на людей и обстоятельства. Мне пришлось сказать ему: «Смирись, не обижайся на людей. Основная проблема не в людях и обстоятельствах. Основная проблема в Боге. Это Бог не дает возможность служить там, где бы тебе хотелось. Богу, по крайней мере, сейчас, это явно не нужно. Если бы Богу было угодно, Он бы устроил все обстоятельства твоей жизни, расположил сердца людей, и тебя пригласили бы пастором в какую-нибудь церковь. Очевидно, Бог не нуждается сейчас в твоем пасторстве». Удивительное дело, этот человек прекрасно знает богословие, знает учение о провидении, но почему-то не применяет его к своей жизненной ситуации.

Если Бог захочет сделать человека пастырем, Он сделает! Как, к примеру, Он сделал Кальвина старшим пастором в Женеве. Кальвин мечтал о тихой жизни ученого-богослова. Покинув из-за гонений Францию, он намеревался найти тихое место, в котором мог бы спокойно заниматься литературной деятельностью. В 1536 году его книга «Наставления в христианской вере» уже была издана. Хотя она и вышла под псевдонимом, но сразу же сделала ее автора очень популярным.

Пожив в разных городах, Кальвин решил, что наиболее тихо и безопасно ему будет в Страсбурге. Этот протестантский город прекрасно подходил для желающего посвятить себя работе пером Кальвина. Прямой путь в Страсбург был закрыт из-за войны, поэтому Кальвину пришлось сделать крюк через Женеву. В 1536 году он прибыл туда, чтобы, переночевав там, отправиться в Страсбург.

Кто-то сообщил Фарелю, руководившему духовной жизнью Женевы, что автор «Наставлений» находится в Женеве. Фарель буквально ворвался в гостиницу,  где остановился Кальвин, и потребовал, чтобы тот возглавил духовную жизнь города. Кальвин отказывался как мог, говорил, что мечтает о тихой жизни богослова, которая в неспокойной Женеве была явно невозможна. Тогда Фарель произнес слова, ставшие широко известными: «Да будут прокляты тишина и покой, которые ты ищешь для своей работы, если перед лицом такой великой нужды ты отходишь в сторону и отказываешь в поддержке и помощи».   Позже Кальвин вспоминал: «Эти слова потрясли и сломили меня, и я отказался от поездки».  

Вот так Бог сделал Кальвина страшим пастором Женевы.

Глупо обижаться на людей, на церкви, которые не предлагают вам пасторское служение. Дело не в людях, дело в Боге, Который этого не хочет. И если Бог захочет, Он пошлет вам современного Фареля и откроет все двери.

Суверенный Бог предопределяет и дает место в служении для Своих слуг. Быть недовольным своим местом в служении – это значит противиться суверенности Бога, Его провидению.



Провидение открывает волю Бога в решении трудных церковных вопросов

«И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия, и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам» (Деян. 1:23-26).


Апостолы должны были принять трудное решение (выбрать из двух кандидатов одного) и доверились Божьей суверенности, бросив жребий. Не думаю, что нам необходимо полностью копировать то, что они сделали (бросать жребий), но общий принцип доверия провидению должен быть неотъемлемой частью нашего служения.

Рассмотрим несколько примеров, поясняющих, как Бог открывает Свою волю в решении церковных вопросов.

В последнее время христиане, состоящие в браке с неверующими, обращаются к руководству церквей с просьбой разрешить им инициировать развод. Недавно ко мне обратился с такой просьбой христианин. Он говорил о том, что неверующая жена постоянно уклоняется от исполнения супружеских обязанностей и в то же самое время не подает на развод. По его мнению, они просто живут в одной квартире, как два разведенных человека, поэтому надо узаконить их развод, чтобы вступить в брак с другим человеком. Логика христианина проста: «Если жена не хочет выполнять свои супружеские обязанности, значит, она не хочет со мной жить. А если неверующая жена не хочет жить с верующим мужем, значит, это дает христианину право на развод, потому что в 1Кор. 7:15 сказано: «Если же неверующий [хочет] развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких [случаях] не связаны; к миру призвал нас Господь»». Пояснив, что проблемы в общении и в интимной жизни нельзя истолковать как желание неверующего развестись, тем более, если неверующая сторона прямо заявляет, что на развод подавать не будет, я также указал на волю Бога, открытую  через провидение: «Если твоя жена, несмотря на все трудности вашего союза, не желает разводиться, это говорит о том, что Бог, управляющий всеми людьми, не освобождает тебя от уз брака». Если суверенный Бог посчитает необходимым освободить верующего от уз брака с неверующим, Он побудит неверующую половину подать на развод. Верующие инициировать развод не должны (1Кор. 7:12-15). Если Бог не побуждает неверующего развестись с верующим, значит, Он не освобождает верующего от уз брака, предостерегая от чего-то худшего и направляя его жизнь к лучшему (Рим. 8:28).

Или, например, нам предстоит рукоположить пастора, который несколько лет успешно проходит испытательный срок и по наблюдениям церкви соответствует требованиям Библии (1Тим. 3:1-7). И вдруг перед самым рукоположением он впадает в грех, о котором становится известно церкви. Что это  значит? Что в этом случае Бог открывает церкви через провидение? То, что Он не желает видеть этого человека в пасторском служении.
При принятии церковных решений необходимо быть внимательным к тому, что Бог открывает через провидение.


  
Провидение, открывающее волю Бога, учит довольству в служении  

Надо признать, что среди тех, кто несет служение, достаточно людей, недовольных масштабами своего служения. Им кажется, что их церковь недостаточно велика, а они недостаточно известны. Также некоторые недовольны уровнем образования тех, кто с ними служит (необразованные музыканты, недостаточно остроумные проповедники). Недовольство такого рода непременно скрывает противление провидению.

Бог не хочет, чтобы ваша церковь в данный момент была больше, чем она есть. Если бы Ему было нужно, Он достиг бы Своих целей.

Бог не хочет, чтобы вы были известны в других церквах. Если Ему будет нужно, Он достигнет Своей цели.

Бог не хочет сейчас дать вам лучших музыкантов, лучшую аппаратуру, лучшее здание и прочее. Если Ему  будет нужно, Он даст.

Бог желает, чтобы вы служили Ему теми ресурсами, которые у вас есть, и были довольны.



Провидение открывает волю Бога относительно нашего влияния на окружающих

Порой христиане задаются такими вопросами: до какой степени мы должны влиять на ближнего? Что делать, если я вижу проблемы в жизни человека, но они не такие серьезные, чтобы я мог обличать его один на один (на первом этапе применения церковной дисциплины), и у нас нет с ним таких близких отношений, чтобы я мог просто указать на его незначительные ошибки?

При понимании роли провидения ответ таков: необходимо смириться и признать, что Бог не хочет использовать вас для изменения этого человека. Возможно, Бог будет менять его через других людей или различные обстоятельства. Если Бог захочет изменить кого-либо через вас, произойдет одно из двух. Первое, Он откроет вам серьезный грех в жизни этого человека, дающий основание обличать его на первом этапе применения церковной дисциплины. Например, несколько лет назад мне было трудно построить близкие отношения с одним из членов нашей церкви из-за его недоверия и подозрительности. Отсутствие близких отношений не давало мне возможности плодотворно влиять на него, указывая на слабые стороны его поведения. Однако спустя некоторое время Бог открыл мне через его жену грех  в его жизни, дающий основание для серьезного разговора один на один. После этого брат во Христе признал свой грех и покаялся. Наше общение сблизило нас, стали развиваться личные дружеские отношения, и у меня появилась возможность указывать ему на более незначительные проблемы его жизни, препятствующие духовному росту. Второе, Бог даст этому человеку доверие и расположение к вам, и вы сможете с любовью указать ему в дружеской беседе на мелкие проблемы.

Мой друг пастырь недавно спросил меня: «Что делать, если жена жалуется на проблемы мужа, омрачающие брак, но муж не идет на диалог с пастырем?» Ответ таков: если жена не сообщает факты об упорстве мужа в грехе, достаточные для применения церковной дисциплины, а на откровенную беседу с пастырем муж не идет, следует сделать вывод: Бог пока не дает возможности пастырю влиять на этого человека. Открытость жены говорит о том, что Бог желает менять ее через пастыря. Закрытость мужа говорит о том, что Бог не хочет менять его через пастыря. Возможно, Бог изменит мужа через изменяющуюся жизнь жены или через других людей или обстоятельства.

Когда люди, с одной стороны, закрыты для влияния, а с другой стороны, не делают серьезного греха, чтобы к ним применять церковную дисциплину, это значит только одно: в данный момент Бог не хочет менять этих людей через вас. Вам нужно смириться перед провидением.



Провидение, открывающее волю Бога, учит доверять Ему в служении

Не доверяющий провидению служитель, скорее всего, сгорит от нервного перенапряжения. Он будет думать, что все изменения людей только в его руках. В результате он потеряет мир, станет раздражительным и даже агрессивным по отношению к тем, кто не меняется так, как ему хочется, и перессорится с теми, кому должен служить.

Доверяющий провидению спокоен. Он понимает, что меняет людей Бог, небесный Пастырь. Ответственность земного пастыря – учить, молиться, общаться, применять церковную дисциплину, если необходимо. Если я выполняю свою ответственность, я спокоен, даже несмотря на то, что многие люди в церкви далеки от духовного совершенства. Я знаю, что небесный Пастырь выполнит Свою часть работы и пошлет обстоятельства, скорби, наказания, чтобы изменить непокорных. Меняет сердца Господь. Я же лишь служу, выполняя свою ответственность.

Если мы, выполняя свои обязанности  в служении ближним, замечаем, что они не изменяются так быстро, как бы нам хотелось, мы можем обрести успокоение в том, что небесный Пастырь через провидение убережет Своих овец.

Сознавая, что Бог управляет всем происходящим через провидение, мы должны понимать и то, что Он не объясняет все события подробно и не всегда дает нам возможность сразу понять Его волю относительного какого-либо происшествия. В  связи с этим в заключительной части данной главы следует уделить внимание предупреждениям, которые должны защитить от мистицизма, связанного со стремлением истолковать все происходящие события, а также от попытки переложить свою ответственность на Бога.





Опасность мистицизма

Несколько лет назад солнечным весенним днем я со своей семьей ехал на автомобиле в церковь для участия в богослужении, посвященном бракосочетанию. На моих глазах два воробья, летевшие друг за другом,  разбились о бампер автомобиля. В сознании сразу же возник вопрос: что это может значить? Конечно, мистик без труда бы пояснил происшедшее, сравнив воробьев с женихом и невестой, и указал бы на недолговечность заключаемого ими союза. Но единственный разумный ответ должен быть таким: для нас это не значит ничего. Конечно, в Божьем провидении все происходящее направлено на осуществление Его целей, но Бог не пожелал, чтобы мы стремились истолковывать все вокруг и искали высший смысл в каждом событии.

Неудивительно, что увлеченные поисками высшего смысла становятся мистиками и руководствуются при принятии решений не библейским учением, а своим истолкованием происходящего.

 

 

Опасность безответственности

Каждый христианин ответственен за то, чтобы трудиться, выполнять свой долг перед Богом, церковью, семьей и обществом. Но люди порой, вместо того чтобы выполнять свою ответственность, не сдерживают обещания, опаздывают, подводят близких, при этом оправдываясь якобы волей Бога, раскрытой в провидении: «Я не виноват, видимо, так угодно Господу». Пропустивший богослужение из-за того, что не вышел заблаговременно на автобусную остановку, утверждает, что миром правит Бог, Который, очевидно, не допустил его на собрание. Конечно, миром руководит Бог! Но человек обязан выполнять свою ответственность и не должен пытаться избавиться от нее, ссылаясь на провидение.

Если мы прилагаем все усилия для выполнения своих обязательств, но выполнить какое-либо из них не удается, мы можем сказать: «Хотя я  и предпринял все от меня зависящее, Господь не позволил мне осуществить задуманное». Но если мы не выполняем своих обязанностей, то не имеем права возлагать ответственность за свои ошибки на Бога. Например, если человек вышел на автобусную остановку заблаговременно, но из-за поломки автобуса не смог попасть на богослужение, он будет прав, сказав: «Я  выполнил свою ответственность, но, видимо, Сам Господь меня не допустил». Если же человек, опоздав на автобус из-за собственного нерадения, будет говорить, что он не виноват в том, что пропустил богослужение, а все дело в Боге, правящем миром через провидение,  это будет попыткой переложить свою вину, свою ответственность на Бога.


Важно заметить, что в некоторых случаях мистицизм и безответственность могут переплетаться.

Представьте себе невесту, заказавшую свадебное платье портному. До заказа она усиленно соблюдала диету, а после заказа совсем ее не придерживалась. В день примерки за два дня до свадьбы выяснилось, что платье ей не подходит по размеру. Так как перешить платье, увеличив размер, было невозможно, а сшить новое за два дня тоже было нельзя, невеста делает вывод: «Видимо, Бог не хочет, чтобы я вступала в брак». К такому выводу её привели безответственность и мистика. Безответственное отношение к питанию способствовало тому, что платье не подошло по размеру. Мистика же способствовала ложному выводу: если платье не подходит по размеру, это является знаком от Бога, указывающим на то, что вступать в брак сейчас нельзя.

Стремясь познавать волю Бога, открытую в провидении, нам необходимо избегать и мистицизма, и безответственности.




Новые проповеди




Местная религиозная организация
г.Ростов-на-Дону, пер.Кляземский,19
"Ростовская церковь Евангельских Христиан Баптистов"
ИНН 6166032752

ОКФС54,ОГРН1026100025214 от 04.11.2000г.
ОКОПФ 20300 религиозная организация (83 статис)
ОКПО 40506956,оконх 98700
344056 г. Ростов на Дону ул. Татарская/пер.Кляземский дом 37/19