Требования к богослужению



ВСТУПЛЕНИЕ

Откройте, пожалуйста, вместе со мной 14-ю главу Евангелия от Марка для того, чтобы прочитать стихи с 12-го по 26-й.

«В первый день опресноков, когда заколали пасхального [агнца], говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим. И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним и куда он войдет, скажите хозяину дома того: «Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?» И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую; там приготовьте нам. И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху. Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью. И когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня. Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? И другой: не я ли? Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо. Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться. И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И взяв чашу, благодарив, подал им; и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая. Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием. И воспевши пошли на гору Елеонскую» (Мк. 14:12-26).

Последние годы в нашей церкви мы очень много говорили о признаках истинной веры и истинной церкви. И сегодня у нас появилась возможность поговорить о признаках истинного богослужения, рассмотреть требования, которые предъявляет Писание к церковному собранию.

Нередко миссионеры, образующие новые церкви, или молодые пасторы, недавно приступившие к служению, сталкиваются с серьезной проблемой: они не знают, как организовать богослужение. Они находятся в замешательстве из-за того, что встречаются с множеством противоречащих друг другу взглядов на этот счет.

Приведу несколько примеров.

Одни говорят, что к богослужению следует тщательно готовиться. Другие утверждают обратное, что никакой особой подготовки не требуется. По мнению последних, подготовка лишает богослужение свободы, христианской простоты и ограничивает действие Святого Духа. Проповедники в таких церквах выходят за кафедру неподготовленными. Они читают отрывок Писания и далее говорят все, что считают уместным. Порой проповедники узнают о том, что им предстоит проповедовать прямо во время богослужения. Также прямо по ходу собрания любой желающий может выйти вперед и спеть какую-нибудь христианскую песню или рассказать стихотворение. В харизматических церквах желающие рассказывают еще и свои сны, а также якобы полученные от Бога пророчества.

Некоторые считают, что церковное собрание следует проводить в основном для неверующих, чтобы приводить их к спасению. Их оппоненты утверждают обратное, что основная цель богослужения – духовный рост верующих, поклонение святых, поясняя, что церковь для христиан.
Одни верят, что богослужение должно быть открыто для всех, в том числе и для отлученных от церкви, упорствующих в грехе. Другие же утверждают, что отлученных нельзя пускать на собрания святых. Если отлученный человек пришел не для того,  чтобы раскаяться в своем грехе, ему нет места на церковном собрании.

Сторонники одной крайности считают, что на богослужении основное внимание должно акцентироваться на чувствах. Сторонники другой крайности считают, что чувства вообще не важны в церковном поклонении, главное – лишь интеллектуальное восприятие учения.

Как разобраться среди множества столь противоречивых мнений? Понимаете ли вы, каким должно быть богослужение в церкви? Знаете ли вы, как организовать богослужение, угодное Богу?

В Ветхом Завете Бог очень подробно описал, каким должно быть богослужение в скинии, в храме, как нужно отмечать религиозные праздники. Имелась подробная инструкция в отношении праздника Пасхи. В Писании ясно сказано, как и когда готовить пасхального агнца, как и когда его следует вкушать. Однако в Новом Завете нет столь подробных предписаний для церковных богослужений, поэтому рассматриваемый сегодня отрывок столь важен для нас, в нем можно увидеть общие требования для богослужения в век церкви.

Произошедшее во время пасхального ужина перед арестом Иисуса является переходным звеном от ветхозаветного богослужения к новозаветному. Господь просто переключает внимание учеников от пасхального агнца (от Пасхи Ветхого Завета) к Своей искупительной смерти, устанавливая заповедь о вечере, которая станет неотъемлемой частью многих церковных богослужений, обязательным элементом коллективного поклонения в век церкви.

Для того чтобы получить ответ на вопрос: как организовать богослужение в соответствии с требованиями Нового Завета, обратимся к тексту.

 

Вначале отметим первое требование:

I. ОСОБАЯ ПОДГОТОВКА

«В первый день опресноков, когда заколали пасхального [агнца], говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим. И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним и куда он войдет, скажите хозяину дома того: «Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?» И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую; там приготовьте нам. И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху»      (стихи 12-16).

Как мы уже отмечали в предыдущей проповеди, Пасха и праздник опресноков были связаны друг с другом. Пасху отмечали с 14-го на 15-е число месяца нисана (март-апрель), и 15-го числа начинался семидневный праздник опресноков, поэтому весь восьмидневный период называли либо иудейской Пасхой, либо праздником опресноков.

Говоря «первый день опресноков», Марк имеет в виду общее начало празднования, первый день Пасхи, «когда заколали пасхального агнца». В год смерти Иисуса этот день выпадал на четверг, точнее это вечер четверга. Но не все евреи закалывали пасхального агнца в четверг. Например, религиозные вожди Израиля готовились вкушать агнца в пятницу (Ин. 18:28).

Почему существует такое расхождение? Почему Иисус с учениками вкушал пасхального агнца в четверг, а религиозные вожди в пятницу?

Иисус и Его ученики происходили из Галилеи. А галилеяне, жители северной части Палестины, вели отсчет суток от захода солнца до захода. Жители южных районов Палестины вели отсчет суток иначе: от восхода солнца до восхода. Поэтому для Иисуса Пасха наступила в четверг, после захода солнца, а для первосвященников, книжников Пасха наступила в пятницу утром с восходом солнца. По Божьему провидению Иисус умер в пятницу, как раз в то время, когда жители южных районов Палестины, жители Иерусалима закалывали пасхального агнца.

Итак, с 12-го стиха 14-й главы начинается описание событий четверга.

В этот день Иисус с учениками готовятся вкушать пасхального агнца. Это будет прощальный ужин, после которого Сына Божьего арестуют. Несомненно, Господь не только желает разделить особое личное общение со Своими ближайшими последователями, но и показать пример новозаветного богослужения. Совсем скоро ученикам придется организовывать первые церковные собрания. Но они не знали, как это делать (у них не было современных книг, они не могли пойти в ближайшую церковь, чтобы чему-то научиться). Установление во время пасхального ужина заповеди о вечере – это первая инструкция по организации церковного богослужения.

 И в первой церкви эта инструкция исполнялась, вечеря совершалась ежедневно практически на всех церковных собраниях (Деян. 2:42).
Для подготовки вечернего богослужения, заменившего ветхозаветные символы новозаветными, пришлось немало потрудиться. Какую подготовительную работу проделал Иисус и два Его ученика? Прежде всего, Он снял подходящее помещение – «горницу большую, устланную, готовую».

В праздничные дни жители Иерусалима сдавали комнаты для многочисленных паломников. Видимо, Иисусу удалось снять подходящую комнату для пасхального ужина. Большая комната, как правило, располагалась на втором этаже. Попасть в нее можно было по наружной лестнице.

Понимая, что Иуда уже готов предать своего Учителя, Иисус снял комнату втайне от учеников. Благодаря этому, предатель до последнего момента не знал место пасхального ужина. Наш Господь соблюдал правила конспирации, чтобы не быть арестованным раньше времени.

Только двум ученикам Иисус решил указать место пасхальной трапезы, причем весьма необычным способом: «И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним» (Мк. 14:13).

Иоанну и Петру (Лк. 22:8) следовало отправиться из Вифании в Иерусалим и при входе в город последовать за мужчиной, несущим кувшин. В те времена кувшины носили только женщины. Ведение домашнего хозяйства, в том числе обеспечение семьи водой, являлось исключительно женской работой, поэтому мужчина с кувшином для воды выглядел необычно и выделялся из толпы так же, как выделялся бы наш современник с дамской сумочкой в руках.

Петру и Иоанну пришлось немало потрудиться, чтобы подготовиться к пасхальному ужину. Сын Божий, управляющий провидением, знал, что при входе в Иерусалим два ученика встретят мужчину с кувшином для воды и пройдут за ним к месту предстоящего ужина. Найдя комнату, ученики начали пасхальные приготовления. Можно не сомневаться, что ученики во всем следовали традициям предков. Сначала им требовалось отправиться на рынок, чтобы купить все необходимое. На пасхальном столе должен быть: пресный хлеб (бесквасный), чаша соленой воды (служившая напоминанием о водах Красного моря, сквозь которые прошли евреи), горькие травы (напоминавшие о горечи жизни в египетском рабстве), густой коричневый соус харосет, состоящий из яблок, фиников, гранатов и орехов (напоминавший о глине, из которой делали кирпичи в Египте, работая до изнеможения на языческого правителя).

Особое значение имели четыре чаши вина. Чтобы не допустить опьянения, вино разбавлялось водой. Чаши выпивали поэтапно в соответствии с определенной традицией. Сначала все участники трапезы пили из одной чаши, затем спустя время из второй и так далее.

Но, конечно же, основным блюдом являлся пасхальный агнец, указывающий на избавление от ангела губителя. Во второй половине дня ягненка несли в Иерусалимский храм, где совершалось жертвоприношение, ему перерезали горло. Стекающую кровь собирали в специальный сосуд, затем священник кропил этой кровью на жертвенник. После этого заколотое животное возвращали. Его уносили домой, где зажаривали на открытом огне целиком.

Согласитесь, Иисус и два ученика немало постарались, чтобы подготовиться к пасхальному ужину.  

Для организации богослужения необходимо серьезно готовиться.

Следует подготовить место. Конечно, мы понимаем, что Бог приемлет поклонение на любом месте. В Новом Завете не существует особых мест для поклонения (Ин. 4:19-24).

Однако это не означает, что любое место идеально подходит для церковного богослужения. Например, на шумной улице или на рыночной площади будет трудно сосредоточиться на мыслях о Боге. Невозможно будет коллективно поклоняться в тех местах, где грешники употребляют алкоголь, слушают громкую музыку. Идея провести богослужение на рок-концерте явно неподходящая. Когда Иисус вошел в Иерусалимский храм, Он сразу же решил удалить из него все, что отвлекало народ от поклонения Богу.

«Пришли в Иерусалим. Иисус, вошед в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов»? а вы сделали его вертепом разбойников» (Мк. 11:15-17).

Торговля в храме мешала поклоняться.

Когда евреи находились в египетском рабстве, Бог повелел фараону: «Отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение в пустыне; но вот, ты доселе не послушался» (Исх. 7:16).  Конечно, евреи могли поклоняться Богу и в рабстве, индивидуально, но для коллективного поклонения требовалось особое место.

И заповедь о вечере была установлена в подготовленной комнате, куда не могли придти враги Господа.

Сегодня для проведения богослужений необходимо подготовить место, в котором можно будет сосредоточиться на мыслях о Боге в пении и молитве, в слушании учения Библии.

Участвующие в музыкальном служении должны приложить максимум усилий, чтобы исполнить слова 32-го псалма: «Славьте Господа на гуслях, пойте Ему на десятиструнной псалтири. Пойте Ему новую песнь; пойте Ему стройно, с восклицанием» (Пс. 32:2-3).

Чтобы в церкви звучала проповедь, разъясняющая Слово Божие, пастырю необходимо немало потрудиться.

Обычно на подготовку утренней воскресной проповеди я трачу три дня, но на подготовку этой проповеди ушло четыре.

Считающие, что готовиться к богослужению не нужно, заблуждаются.

Богослужение в коринфской церкви было плохо организовано. Люди выкрикивали прямо во время собрания. Одни проповедники перебивали других. Такой хаос побудил апостола Павла призвать коринфян к порядку, сказав следующее: «Потому что Бог не есть [Бог] неустройства, но мира. Так [бывает] во всех церквах у святых» (1Кор. 14:33).

Церковное богослужение должно свидетельствовать о характере Бога. А Бог, как известно, любит во всем порядок и организованность.
 Когда во время богослужения проповедники выходят за кафедру совершенно неподготовленными и вместо разъяснения Писания произносят религиозные речи; когда музыканты исполняют гимны очень плохо из-за того, что не потратили достаточно времени на подготовку; когда помещение для проведения богослужения неубрано из-за нерадения членов церкви, ответственных за это, тогда Богу неприятно такое служение. Ему неугодно служение ленивых и нерадивых, Он не радуется такому коллективному поклонению.

Для того чтобы вы поняли, насколько плохо, когда богослужение недостаточно организовано, приведу следующую иллюстрацию.
С небольшим опозданием пожилой пресвитер начал утреннее воскресное богослужение молитвой. После этого он предложил спеть гимн из церковного сборника. Вдруг из зала кто-то громко возразил: «Мы этот не споем!» «Ничего, – сказал пресвитер, – будем учиться». Он начал петь первым. Общее пение явно не удавалось: одни пели быстрее, другие – медленнее, многие постоянно сбивались. После первого же куплета пресвитер, пытаясь сгладить конфузную ситуацию, сказал: «Пение у нас не получилось, поэтому будем слушать Слово Божье».
За кафедру вышел проповедник, прочитал стих из Библии, затем отложил ее в сторону и стал пересказывать свою биографию. Говорил он приблизительно минут двадцать и за все это время к Библии больше не обращался.

После него за кафедру вышла пожилая женщина с тетрадкой в руках и стала рассказывать стихотворение, которое было весьма длинным. Первые пять минут она говорила, не заглядывая в тетрадь. Но после этого начала ошибаться, запинаться и часто смотреть в тетрадь. Затем она вообще остановилась, но не из-за того, что стих закончился, а из-за того, что забыла продолжение. Пресвитер предложил ей сесть на место, но она ответила: «Нет, я доскажу», – и усердно начала листать тетрадь, пытаясь вспомнить, на каком месте она остановилась. Казалось, что этому не будет конца! Но когда пресвитер, обратившись к залу, изрек: «Встанем на наши ноги для чтения Слова Божьего», – женщина сразу же уступила место направляющемуся к кафедре проповеднику.

Вторая проповедь была подобна первой, но имела два явных отличия. Во-первых, вместо пересказа своей личной биографии, проповедник пересказывал телевизионные выпуски новостей, постоянно повторяя: «Да, что же это в мире делается!». Во-вторых, в отличие от первого проповедника он сразу же объявил, что к проповеди не готовился и надеется говорить исключительно в силе Святого Духа.  

Вслед за проповедью пресвитер объявил: «А сейчас споет сестра Катя, а затем Витенька расскажет стихотворение». Женщина средних лет встала в конце зала и направилась вперед, слышался громкий стук ее каблуков. Она шла, не спеша, как будто наслаждаясь тем, что находится в центре внимания. Песня ее была очень грустной, о любви матери к сыну, у многих на глазах заблестели слезы. Но когда вслед за ней на сцену вышел Витя для чтения стихотворения, зал радостно оживился, на лицах многих появилась улыбка. Мальчик шести-семи лет говорил очень громко, но разобрать, что он говорил, было почти невозможно, потому что он сильно картавил и не выговаривал несколько букв. Несмотря на то, что у него выпали передние зубы, он улыбался во весь рот, и, казалось, совершенно не чувствовал стеснения.

Третья проповедь также была подобна предыдущим и закончилась призывом к молитве.

Одна из пожелавших помолиться явно не собиралась останавливаться, поэтому пресвитер решил остановить ее своей молитвой, но женщина не останавливалась, поэтому они говорили одновременно еще минуты три-четыре.

Знаете, что меня больше всего удивляет в церквах, проводящих подобные служения? То, что это многим нравится.

Как вы думаете, понравилось такое богослужение Богу? Можно с уверенностью сказать, что нет.

Для того чтобы организовать хорошее богослужение, необходимо серьезно готовиться. Особая подготовка – первое требование к богослужению.

 


Второе требование

II. УДАЛЕНИЕ ОТСТУПНИКОВ

«Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью. И когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня. Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? И другой: не я ли? Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо. Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться» (стихи 17-21).

Вечером, когда все приготовления к пасхальному ужину завершились, Иисус и двенадцать учеников собрались в горнице.

Первого пасхального агнца Бог повелел вкушать так: «Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностию; это Пасха Господня» (Исх. 12:11). Но со временем пасху стали вкушать без спешки. Трапезу начинали с заходом солнца, после шести вечера, и могли продолжать до полуночи. Также вместо того, чтобы стоять, за пасхальной трапезой возлежали полукругом возле невысокого стола, обычно опираясь левой рукой на локоть и оставляя свободной правую руку, которой брали пищу.

Итак, Иисус возлег с учениками, пасхальная трапеза только началась, и вдруг Господь произнес: «…истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня».

Совместный прием пищи считали открытой демонстрацией дружеских, близких, доверительных отношений. Соответственно, вкушать пасхальный ужин с человеком, которого вскоре предашь, выглядело верхом лицемерия. Это все равно, что признаваться человеку в любви и вечной дружбе, замышляя убийство.

Слова Иисуса о предательстве сильно расстроили учеников, поэтому, боясь совершить столь лицемерное преступление, они стали говорить Ему один за другим: «…не я ли?» Остается лишь поражаться актерскому мастерству Иуды, который наравне со всеми учениками задает тот же вопрос. Действительно, что подлость предателей не знает границ.

«Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо» (стих 20).

Хотя Иисус прямо указал на предателя, видимо, никто из учеников ничего не понял  (Ин. 13:21-28).

«Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться» (стих 21).

Предательство Иуды не удивило Иисуса и не застало врасплох. Все происходило по Божьему плану, но Иуда в полной мере ответственен за свой низкий поступок.

Прежде чем установить заповедь о вечере, Иисус подверг Своих учеников серьезному испытанию. Как вы думаете зачем? Он сделал это, чтобы, приступая к вечере, каждый ученик проверил свое сердце.    

«Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба [сего] и пьет из чаши [сей]» (1Кор. 11:28).

Но основной целью было все же удаление предателя. Иисус не хотел, чтобы Иуда присутствовал на вечере. Предателю не было места на новозаветной части коллективного поклонения. Можно сказать, что Иисус выгнал предателя:

«Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее… Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь» (Ин. 13:27,30).

Иуда никогда не принимал пасторство Иисуса, он всегда преследовал лишь свои корыстные эгоистичные цели. Он ходил за Учителем, надеясь получить деньги и власть, пост в Царстве. Но когда его амбиции не были удовлетворены, он раскрыл свою сущность.

Для того чтобы провести коллективное поклонение, приятное Богу, необходимо удалить отступников. Отступник – это человек, отошедший от христианского учения или поведения, всякий упорствующий в грехе или ереси. Всех отлученных от церкви следует считать отступниками.

«Есть верный слух, что у вас [появилось] блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто [вместо] [жены] имеет жену отца [своего]. И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело»     (1Кор. 5:1-2).
«Изъят», от греческого «аиро» – «убирать, удалять».

Отлучение от церкви – это удаление из церковного общения.

Присутствие на церковном богослужении отступников (то есть тех, кто противится Богу, проявляя дерзкое непослушание служителям, утверждающим библейские принципы) отвлекает от поклонения. Обычные члены церкви отвлекаются, смотря на то, как отступник бесстыдно протягивает руки к хлебу и вину на вечере, чем демонстрирует единство с общиной, которого на самом деле нет.

Присутствие отступников на богослужении мешает даже проповедникам Слова Божьего. Недавно мне удалось услышать от знакомого пастора такие слова: «Трудно проповедовать, когда в зале находится агрессивно настроенный человек. Он смотрит на тебя, а ты понимаешь, что он отвергает твое пасторство и игнорирует библейское наставление». Отступники отвлекают церковь от радости поклонения Богу и заставляют сосредоточиться на горечи противостояния им.

Как на практике можно удалить отступника?

Очень просто, необходимо применять к нему церковную дисциплину, запретить посещать церковные богослужения и объявить ему бойкот. С разрушающим церковь отступником следует прекратить отношения в знак протеста против его греховного поведения, чтобы помочь человеку осознать серьезность его греха и раскаяться.

«Если же кто не послушает слова нашего в [сем] послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его» (2Фес. 3:14).
Церковь – это собрание святых. Богослужение в первую очередь для верующих, хотя неверующий тоже может прийти. Но отступники должны быть удалены. Им нет места среди людей, поклоняющихся Богу. Отступник может прийти на церковное собрание, только если решил засвидетельствовать о своем покаянии.

Первое требование к богослужению – особая подготовка. Второе требование – удаление отступников.

 

Третье требование

III. ИСТИННОЕ ПОКЛОНЕНИЕ

«И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им; и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая. Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием. И воспевши пошли на гору Елеонскую» (стихи 22-26).

Обычно пасхальная трапеза проходила в следующем порядке. Сначала коллективно выпивали первую чашу с вином, смешанным с водой. После этого омывали руки в знак необходимости очищения от греха, ели горькие травы, напоминающие горечь рабской жизни. Затем пили вторую чашу. Каждая чаша была емкостью около четверти литра. В это время глава семьи разъяснял значение Пасхи. Далее пели хвалебные псалмы из книги Псалтирь. Глава семьи омывал руки и разделял пасхального агнца между всеми участниками трапезы. Когда агнец был съеден, выпивали третью чашу, называемую чашей благословения, и пели псалмы. Пасхальный ужин завершали четвертой чашей и двумя краткими молитвами.

Несомненно, Иисус с учениками следовал общеизвестному порядку. Но неожиданно для учеников порядок проведения пасхальной трапезы изменился. Поймите, это было потрясением для последователей нашего Господа, многовековая традиция изменилась! Иисус отменил празднование ветхозаветной Пасхи и установил празднование Своей искупительной смерти. С этого момента отмечать избавление евреев из египетского рабства больше не нужно, теперь следует отмечать избавление во Христе от рабства греха.

На каком этапе Иисус прервал обычный порядок пасхального ужина? Преломление хлеба осуществлялось после первой чаши, и далее пресный хлеб ели несколько раз. Сказать точно, когда Иисус «взяв хлеб благословил, преломил», невозможно. Но время, когда Иисус «взяв чашу, благодарив, подал им», наверное, определить можно. Скорее всего, речь идет о третьей чаше, потому что Павел называет ее чашей благословения (1Кор. 10:16).
Четвертую чашу, по традиции завершающую ужин, Иисус с учениками уже не пил.

«Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием» (стих 25).
Третья чаша на пасхальном ужине, преобразованная в новозаветную заповедь о вечере, стала последним употреблением вина Иисусом в земной жизни. Следующее прикосновение к плодам виноградной лозы Господь осуществит уже в Тысячелетнем Царстве. Четвертая чаша будет испита после второго пришествия в Царстве мира и изобилия.

В установлении Иисусом новой заповеди можно заметить все элементы церковного богослужения. Выделим четыре условия, способствующие истинному поклонению.


ПЕРВОЕ УСЛОВИЕ, способствующее истинному поклонению на церковном собрании – молитва.

Обратите внимание на следующие слова 22-го и 23-го стихов: «взяв хлеб, благословил, преломил» и «взяв чашу, благодарив». Греческие слова, переведенные как «благословил и благодарив» происходят от глаголов «еулогео» и «еухаристео», оба они относятся к прославлению Бога и являются эквивалентом еврейского глагола «барак». Иудейское благословение, которое произносилось над хлебом, звучало так: «Благословен Ты, о Господь, Бог наш, Царь Мира, произращающий из земли хлеб».  Несомненно, Иисус молится, благословляет Отца за хлеб и благодарит за чашу с вином.
«Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1Тим. 2:8).

В своих посланиях Павел употребляет фразу «на всяком месте» несколько раз и всегда, когда речь идет о церковном собрании. На церковном богослужении руководить должны мужчины, и именно им следует возносить молитвы публично. Такая традиция имела место и в синагогах. Вслух молились только мужчины.

Молитва руководителей церкви, к которой мысленно присоединяется вся община, – это первое условие, способствующее истинному поклонению во время богослужения.

 

ВТОРОЕ УСЛОВИЕ – учение.
Преломив хлеб, Иисус пояснил: «…примите, ядите, сие есть тело Мое».

Поблагодарив за чашу, Господь сказал: «сие есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая».

Иисус учит Своих последователей. Он объясняет им значение новой заповеди, Он раскрывает учение об искуплении. Тело Сына Божьего будет разрушено, и кровь прольется ради многих людей. Если Ветхий Завет, заключенный на горе Синай, был скреплен кровью жертвенных животных (Исх. 24:6-8), то Новый Завет скреплен кровью Самого Сына Божьего.

Учение – это основание истинного поклонения.

Поклоняться Богу – это значит любить Его, радоваться Ему, восхищаться Им, повиноваться Ему, прославлять Его.

Прежде чем полюбить Бога, необходимо узнать о Нем. Для того чтобы поддерживать в сердце огонь радости в Боге и восхищаться Им, следует постоянно пребывать в учении, раскрывающем атрибуты и дела Создателя. На богослужении может не быть музыки. Церковь может не иметь хорошего здания. Но если будет изложение библейского учения, истинное поклонение возможно. Если же проповеди, разъясняющей Писание, не будет, истинное поклонение невозможно. Церковь не должна собираться, если нет учения.


ТРЕТЬЕ УСЛОВИЕ, способствующее истинному поклонению на церковном собрании, – участие в вечере.

Иисус предложил вкушать хлеб, символизирующий Его тело, и пить из чаши, символизирующей Его кровь. Господь не только обращается к разуму учеников, разъясняя значение вечери, но и воздействует на органы чувств. Ученики ощущают вкус и запах вина. Они видят хлеб и вино, слышат хруст ломимого хлеба.

Как любить Бога следует «всем сердцем и всем умом, и всей душой, и всей крепостью» (Мк. 12:33), то есть всем своим естеством, мыслями и чувствами, так и вспоминать искупительный подвиг Христа во время вечери необходимо не только на уровне интеллекта, но и при помощи органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания.

С первых дней основания церкви вечеря Господня является важным элементом многих богослужений.

В одних церквах вечеря совершается каждую неделю, в других – один или два раза в месяц, во многих реформатских церквах – четыре раза в год. Библия не определяет частоту проведения вечери и отдает это на усмотрение поместных церквей.

Богоугодное участие в вечере требует правильного понимания этой заповеди. Римские католики утверждают, что хлеб и вино становятся телом и кровью Христа, когда во время мессы  священники произносят «сие есть тело Мое», они поклоняются хлебу. Понимая, что это заблуждение, евангельские верующие утверждают, что хлеб и вино не становятся телом и кровью Христа, а лишь символизируют их.

Принимая символы нашего искупления, мы получаем особые благословения. Какие именно?

ВО-ПЕРВЫХ, благословение близкого общения со Христом.
 Вкушение пищи с кем-либо на Ближнем Востоке всегда являлось демонстрацией особо близких отношений. Вспомните, как Бог удостоил Моисея, Аарона, Надава, Авиуда и семьдесят старейшин чести есть и пить перед Ним на горе Синай.

«Потом взошел Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых, и видели Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное. И Он не простер руки Своей на избранных из сынов Израилевых. Они видели Бога, и ели, и пили» (Исх. 24:9-11).

Вкушение хлеба и вина на вечере – свидетельство близких, личных отношений с Богом.

ВО-ВТОРЫХ, благословение обладания преимуществами спасения.

Принятие хлеба и вина является знаком принятия искупительных заслуг Христа: оправдания, усыновления, освящения.

Регулярное участие в вечере является знаком сохранения нашего спасения, поддержания близких отношений со Христом, дающим уверенность в обладании всеми благами будущей вечной жизни.

В-ТРЕТЬИХ, «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1Кор. 11:26).

Принимая хлеб и вино, мы возвещаем (проповедуем) себе и окружающим о смерти Христа. Несомненно, такое напоминание способствует стремлению к благочестию и благодарению Спасителя.

Достойное участие в заповеди о вечере требует не только правильного понимания, но и личной готовности.

Вечеря – это свидетельство единения святых во Христе: «Один хлеб, [и] мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Кор. 10:17). Благодаря искуплению я имею не только личные благословения, но и разделяю эти благословения со всеми святыми. Я являюсь частью тела Христа – церкви.

Принимая хлеб и вино, мы должны беспокоиться о единстве церкви, заботиться о ее чистоте и святости.

«Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор.11:29).

Есть и пить недостойно – значит участвовать в вечере, имея неправильные отношения с членами общины, препятствующие делу созидания церкви. Можно не сомневаться, что человек, разрушающий церковь клеветой, аморальным поведением, любым другим непослушанием, «ест и пьет осуждение себе».

Молитва, учение, разъясняющее Писание, коллективное прославление Бога – обязательные условия для истинного поклонения на церковном собрании. Такое поклонение начинается в разуме, наполненном осознанием величия Бога, а затем захватывает чувства.

ЧЕТВЕРТОЕ УСЛОВИЕ, способствующее истинному поклонению, – прославление.

«И воспевши пошли на гору Елеонскую» (стих 26).

Ученики уже покинули горницу, но их поклонение Богу продолжается по дороге в Гефсиманский сад. Скорее всего, они пели 117-й псалом, в соответствии с древней традицией. Однако теперь с учетом установления заповеди о вечере этот псалом мог звучать иначе.

Общее пение по сей день является значимой частью богослужения во многих церквах, поэтому подбор гимнов имеет большое значение. Гимны для общего пения должны отражать богословие Нового Завета. Они призваны прославлять Бога, назидать, напоминая великие доктрины. Песни поверхностного содержания, не сфокусированные на Боге и Его делах, не помогают, а мешают истинному поклонению.

Участие хора и сольного пения не должно доминировать в музыкальном служении на церковном собрании. В противном случае у общины может сложиться мнение, будто коллективное поклонение требует лишь наблюдения за пением других, а не личного участия. Но задача руководителей церкви учить участию в общем поклонении, а не воспитывать пассивных наблюдателей.

Размышляя над тем, насколько церковные богослужения угодны Господу, следует задаться вопросами: уделяется ли время молитве? Совершается ли вечеря должным образом? Способствует ли музыкальная часть вовлечению присутствующих в коллективное прославление Бога? Богослужения, на которых этого нет, не имеют настоящего поклонения. Если же все это присутствует на богослужении, будет и подлинное поклонение. Подлинное поклонение на церковном собрании радует Бога, приносит радость верующему, способствует обращению неверующих и ведет к духовным победам.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Организация богослужения требует подготовки всех участников, удаления отступников, создания условий для истинного коллективного поклонения. Важно, чтобы эти общие условия соблюдались, а многочисленные детали были отданы на усмотрение поместных церквей.

Если кто-то из вас когда-то переедет в другой город и будет выбирать для себя поместную церковь, не обращайте внимания на количество проповедей (одна или три), не обращайте внимания на количество гимнов, исполняемых во время богослужения, все это второстепенные вопросы. Обращайте внимание на главное, чтобы проповеди были библейскими, чтобы богослужение не превращалось в беспорядочное собрание, чтобы к упорствующим в грехе применялась церковная дисциплина, чтобы были созданы условия для истинного коллективного поклонения и прославления Бога.




Новые проповеди




Местная религиозная организация
г.Ростов-на-Дону, пер.Кляземский,19
"Ростовская церковь Евангельских Христиан Баптистов"
ИНН 6166032752

ОКФС54,ОГРН1026100025214 от 04.11.2000г.
ОКОПФ 20300 религиозная организация (83 статис)
ОКПО 40506956,оконх 98700
344056 г. Ростов на Дону ул. Татарская/пер.Кляземский дом 37/19