Вера в воскресение и наша реакция на смерть верующих (Проповедь по Ин. 11:28-37)



Вступление. В прошлый раз мы говорили о том, каким образом вера в будущее воскресение влияет на наше отношение к собственной жизни и смерти.

Вера в воскресение меняет наше отношение к работе, деньгам, материальным ценностям. Осознавая перспективу воскресения, мы не будем вкладывать свои средства ни в какие проекты, ни в какие покупки, которые не прославляют Бога и не способствуют накоплению небесных ценностей.
Вера в воскресение меняет даже отношение к отдыху, цель которого состоит в первую очередь в том, чтобы прославить Бога и накопить сил для более эффективного и жертвенного служения.

В общем, вера в воскресение меняет отношение ко всей нашей жизни, более того, не только к жизни, но и к смерти.


Сегодня же мы будем говорить о том, каким образом вера в воскресение влияет на наше отношение к смерти других христиан.

Отрывок, который мы будем исследовать сегодня, показывает отношение самых разных людей к смерти Лазаря.
Конечно же, Лазарь был истинно верующим, близким человеком для Господа.
Взгляните на 5-ый стих 11-ой главы:

«Иисус же любил Марфу и сестру ее, и Лазаря».

В связи с этим для нас очень интересна реакция Христа на смерть близкого верующего человека. Интересна и реакция сестер Лазаря, Марфы и Марии, а также тех людей, которые пришли к ним в дом для того, чтобы высказать свои соболезнования.


Вера в воскресение должна оказывать огромное влияние на наше отношение к смерти других верующих. Она должна проявляться тогда, когда Господь призывает в небеса вашего дорогого мужа, или дорогую жену, или ребенка, или близкого друга, подругу, брата, сестру.

Смерть наших близких верующих – вот настоящий экзамен нашей веры в воскресение, в будущую жизнь.


Исследуя прочитанный в самом начале текст, я предлагаю задаться следующими вопросами:

Как нельзя реагировать на смерть верующих?

Как можно реагировать на смерть верующих?

Итак, вопросы определены.
Ответом на них будет вся сегодняшняя проповедь.


 
Начнем с первого вопроса:

I. Как нельзя реагировать на смерть верующих?

Прочитаем все вместе стихи с 28-го по 33-ий:

«Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: «Учитель здесь и зовет тебя». Она, как только услышала, поспешно встала и пошла к Нему.
Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа.
Иудеи, которые были с ней в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за ней, полагая, что она пошла ко гробу – плакать там.
Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с ней иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился…»


Перед нами картина великой скорби по умершему Лазарю.

Практически у всех восточных народов существовали определенные формы плача по умершему.

В доме плача израильтян соблюдались твердо установленные обычаи.
Пока тело покойного находилось в доме, запрещалось употреблять в пищу мясо и пить вино, надевать хранилища, повязки с текстами Писания и учиться чему-либо.
Как только тело выносили, всю мебель в доме поворачивали к стенам, и плачущие садились на пол или на низкие скамеечки.   
После возвращения с похорон подавался поминальный обед, приготовленный друзьями семьи. Он состоял из хлеба, крутых яиц и чечевицы. Яйца и чечевица символизировали жизнь, которая постоянно катится к смерти.   
Глубокий траур продолжался в течение семи дней, из которых первые три были днями плача.
В эти семь дней не разрешалось мазаться мазями, надевать ботинки, заниматься учебой, делами или даже умываться. (См. В. Баркли «Толкование Евангелия от Иоанна», том 2).

Неписаные иудейские традиции требовали того, чтобы на похоронах и в дни траура присутствовали профессиональные плакальщицы, которых нанимали за деньги.
Даже самая бедная семья должна была нанять не менее двух музыкантов, играющих печальные мелодии на свирели, и плакальщицу.
Пришедшие в дом плача близкие и знакомые также своим плачем выражали уважение к покойному, считалось, что чем больше человек плачет и причитает, тем большее уважение к покойному он демонстрирует.

Большинство исследователей Писания считают, что семья Лазаря была богатой и известной, поэтому она могла себе позволить нанять более чем двух музыкантов и большую группу плакальщиц.

Печальная музыка вкупе с причитанием плакальщиц создавали тяжелую атмосферу траура, оказывая сильное эмоциональное воздействие на всех присутствующих.

Таким образом, приближаясь к дому известного состоятельного человека в дни траура можно было услышать крики, плач и причитания большого количества людей.

Если человек умирал и не был оплакан достойным образом, это считалось большим неуважением к покойному и вообще большим несчастьем.

Именно в такой обстановке оказался Господь, придя в дом Лазаря в дни траура по нему. Марфа, сестра Лазаря, вышедшая навстречу Иисусу первой, теперь возвращается за Марией, желая «тайно» (то есть незаметно для многочисленных друзей, родственников и знакомых) позвать ее для беседы с Учителем.
Иисус не входил в селение, а ожидал Марию за его пределами.
Узнав от сестры то, что Иисус ожидает ее, Мария стремительно пошла к Нему.
Вслед за ней пошли все находившиеся в доме плача, считая, что она пошла к гробу брата.

В дни траура скорбящие нередко ходили к могиле близкого человека, а плачущие сопровождали их.
Вот, почему вслед за Марией, идущей к Христу, двинулась целая процессия.

Можете себе представить встречу Марии с Христом?
Плачущая женщина, Мария в слезах падает к ногам Иисуса и, причитая, говорит:

«Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой».

Эти слова с одной стороны выражают веру в то, что Господь способен исцелять болезни, а с другой – неверие в то, что Он может помочь и после смерти, воскресив Лазаря.

Вслед за Марией следует целая толпа плачущих, рыдающих, причитающих…

Когда же Иисус увидел всех этих плачущих, услышал их крики и причитания, Он «восскорбел духом и возмутился».

«Восскорбел» – в буквальном переводе на русский язык с греческого означает «зарычал».
Это слово в оригинале происходит от глагола «эмбримаомаи», означающего фыркать, выражая гнев, глубоко переживая, быть очень взволнованным.
«Возмутился» – взволновал себя. Слово, переведенное как «возмутился», происходит от греческого глагола «тарассо», означающего трясти, беспокоить, тревожить, волновать.

Спаситель сильно возмущен!
Спаситель разгневан! Стон, полный возмущения, вырвался из Его груди.

Что же Его так возмущает?
Что провоцирует Его гнев?

Я думаю, нам понятно: Иисус разгневан чрезмерной эмоциональной реакцией иудеев на смерть Лазаря. Они плакали так, как будто в вечности нет надежды, нет воскресения.
Иисус собирается воскресить Лазаря, а встречающая Его Мария и плачущие иудеи своим поведением демонстрируют неверие в воскресение.
Иисус возмущен излишней эмоциональной реакцией на смерть Лазаря!


Понятно теперь, как нельзя реагировать на смерть верующего.
Мы не должны плакать так, как будто с этой жизнью все заканчивается.

В 1Фес. 4:13 Павел повелевает христианам не скорбеть об умерших верующих так, как это делают неверующие, язычники:

«Не хочу же оставить вас, братья, в неведении об умерших, чтобы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды».

Один из церковных писателей II века говорил:

«Если кто праведный покидает этот мир, радуйтесь и благодарите Бога, а его телу окажите такие проводы, как если бы он переезжал из одного места в другое».


Позднее, когда траурные языческие церемонии стали все сильнее и сильнее проникать в церковь, то запрет на услуги плакальщиц стал даже сопровождаться угрозой отлучения от церкви, потому что, по словам Иоанна Златоуста, «плач по умершему несовместим с надеждой воскресения».


Чрезмерная скорбь по покойному строго настрого была запрещена в Ветхом Завете.
Некоторые евреи чрезмерно плакали об умерших, переняв языческие обычаи: надевали траурные одежды,  снимали обувь и украшения, катались в пепле, посыпали голову прахом, прикрывали рот платком, стриглись наголо и наносили себе на кожу царапины, порезы и татуировки.
Дабы остановить эту излишнюю истерию Бог дал несколько постановлений:

«Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей.
Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь»
(Лев. 19:27,28).


Подобный запрет содержится и в книге Второзаконие 14:1.
У язычников порезы лица, рук и ног были не только выражением уважения к умершим, но и средством задабривания идолов, которые, по их мнению, контролировали смертность.

Первосвященнику вообще запрещалось соблюдение траура и прикасание к умершим
(Лев. 21гл.).
То же самое запрещалось посвященным Богу назареям (Чис. 6гл.).
Когда у пророка Иезекииля умерла жена, Бог запрещал всякое внешнее проявление скорби (Иез. 24гл.).

Из всего перечисленного нам становится понятно, как нельзя реагировать на смерть верующего: мы не должны скорбеть, как не верящие в воскресение, мы не должны чрезмерной скорбью перечеркивать надежду вечной жизни.

 



Я думаю, что с первым вопросом мы полностью разобрались, а теперь перейдем ко второму:

II. Как можно реагировать на смерть верующих?

Прочтем стихи с 34-го по 37-ой:

«…и сказал: «Где вы положили его?» Говорят Ему: «Господи! Пойди и посмотри».
Иисус прослезился. Тогда иудеи говорили: «Смотри, как Он любил его».
А некоторые из них сказали: «Не мог ли Сей, открывший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?»»


Повстречавшись с плачущей Марией и плачущими иудеями, следовавшими за ней, Господь сначала спросил, где похоронен Лазарь, а затем Он прослезился.
(Не нужно забывать о том, что это Евангелие более всего адресовано находящимся под влиянием греческой культуры, согласно которой боги в основном были бесстрастны, в контрасте с ними Иисус Христос, истинный Бог, гневается и проливает слезы).
«Прослезился» – в греческом языке переведенное таким образом слово передает значение безмолвного пролития слез.

В отличие от всех этих вопиющих Иисус прослезился, не издав ни одного звука.
Глаза нашего Господа налились слезами, но Он молчал.

О чем Он плачет?
Он не плачет о смерти Лазаря (стихи 14-15) – Иисус хотел воскресить его, дав урок ученикам, и поэтому Он даже рад тому, что смерть Лазаря и его последующее воскресение будет отличным этапом обучения для них.

Если Он не плачет о смерти Лазаря, тогда о чем Он плачет?
Спаситель плачет об утопающем в грехе мире, ставшем жертвой дьявольского обольщения, греха и смерти. Спаситель плачет о последствиях грехопадения, одним из которых является смерть.


Скорбь об умерших верующих должна быть сдержанной.
Мы можем печалиться об ужасных последствиях грехопадения, мы можем печалиться о временном (небольшом, всего лишь на несколько лет) расставании, но мы не имеем права плакать так, как будто человек перешел не в лучший мир, а навечно исчез.
Мы не имеем права жалеть ушедшего в вечность верующего, обманчиво считая, что жизнь в этом мире тления и греха была бы для него радостнее, чем пребывание перед престолом Христа, где нет ни скорбей, ни забот, ни болезней.


Слезы Христа об ужасных последствиях грехопадения были неверно истолкованы некоторыми иудеями (стихи 36-37). Если одни думали о том, что Иисус плачет лично о Лазаре, то другие решили, что Он плачет из-за Своего бессилия, и, возможно, с сарказмом отмечали:

«Не мог ли Сей, открывший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?»


Слезы Христа – это не слезы бессилия.


Скорбя об ушедших верующих, мы не должны обвинять Бога в том, что Он допустил их смерть. Мы не должны говорить: «Неужели Бог не мог сделать так, чтобы этот человек не умер?» и т.д. Мы не должны сомневаться во всемогуществе Бога, Который непременно воскресит всех святых.

•    Писание призывает нас относиться к смерти верующих, как к приобретению:
«Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Флп. 1:21).
Смерть приносит верующему полное освобождение от земных забот и скорбей, дает возможность полностью посвятить себя прославлению Бога.

•    Писание призывает нас относиться к смерти верующего, как к переезду из худшего дома в лучший:
«Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный» (2Кор. 5:1).
Наше земное тело сравнивается с хижиной, палаткой, шатром, то есть с ненадежным, временным жилищем, а будущее тело – с надежным, вечным домом.

Научитесь смотреть на смерть верующих, просто как на переезд из худшего дома в лучший.

•    Также Писание призывает относиться к смерти верующего, как к долгожданному отдыху в Царстве Божьего покоя и безопасности:
«Там беззаконные перестают наводить страх, и там отдыхают истощившиеся в силах» (Иов. 3:17).

•    И еще Писание призывает нас относиться к смерти верующего, как к обретению вечного утешения:
«И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Отк. 21:4).
Смерть верующего – это переход в вечную радость!

 


Заключение.

В заключение я хочу прочитать письмо, написанное женой одного известного английского проповедника, жившего еще в XVI веке. Он был арестован королевскими властями и посажен в тюрьму. На следующий день после получения этого письма его казнили за верность истине. Его жена Мэри пишет своему дорогому мужу Христофору слова утешения, желая поддержать его накануне казни. Это письмо ярко иллюстрирует, как вера в воскресение влияет на отношение к смерти верующих, даже самых близких.

Послушайте внимательно.

 

«Пред тем как я напишу следующие слова, я прошу тебя Христофор, не думай, что тебе пишет жена, думай о том, что тебе пишет друг. Я надеюсь, что ты свободно отдал свою жену и своих детей Богу, Который сказал в Иер.49:11:

«Оставь сирот твоих, Я поддержу жизнь их, и вдовы твои пусть надеются на Меня».


Христофор, твой Создатель будет мне мужем, твоим детям – отцом.
Пусть Господь сохранит тебя от всякой печальной мысли по поводу твоей семьи.
Я желаю свободно отдать тебя в руки нашего Отца и смотреть на твою смерть за Христа не только как венец твоей славы, но и как честь для меня в том, что мой муж нужен Христу. Я не позволю говорить с тобой или допустить мысль в сердце о неизреченной утрате, вместо этого я полностью наполняю свой взор, чтобы созерцать твое неописуемое приобретение. Ты оставляешь своих детей, братьев и сестер, чтобы пойти к Господу Иисусу – твоему старшему Брату. Ты оставляешь друзей на земле, чтобы присоединиться к наслаждению святых и ангелов и духов праведников, совершенных во славе. Ты оставляешь землю, чтобы наследовать небо, ты обмениваешь темницу на дворец. Если земные желания начнут подниматься в тебе, я надеюсь, что Дух благодати, Который в тебе, успокоит их, зная, что все, что на земле – это только мусор по сравнению с тем, что на небесах. Я знаю, что ты устремляешь свой взор к упованию славы, Христофор. Это дает тебе силы стать выше земных потерь. Дорогой, я знаю, что Бог приготовил для тебя славу и тебя для славы.
Я уверена, что Он сделает твой путь к этому наслаждению сладостным.
Когда ты будешь одеваться завтра утром, думай о том, что я надеваю свое свадебное платье, чтобы навечно быть обвенчанной с моим Искупителем. И когда вестник смерти придет за тобой, пусть он не выглядит для тебя страшным. Но смотри на него, как на глашатая доброй вести о жизни вечной.

Когда ты поднимешься на эшафот, думай, как ты и говорил мне, что ты поднимаешься на огненную колесницу, которая унесет тебя в Отцовский дом.
Когда ты положишь свою драгоценную голову, чтобы принять удар от своего Отца, помни, что ты говорил мне:

«Хотя голова моя будет отделена от тела, но в тот же момент моя душа будет соединена с моим Главой Господом Иисусом.  Хотя это может показаться чем-то горьким, что я оставляю эту земную жизнь раньше, чем я хотел бы, давай признаем, что это повеление и воля нашего Небесного Отца.
Пройдет совсем немного времени, когда мы вновь будем наслаждаться друг другом в небесах».


Христофор, давай утешать друг друга этими словами, не волнуйся, мое дорогое сердце, всего лишь небольшой удар, и ты будешь там, где уставшие находят покой, где зло прекратит причинять нам боль. Помни, что ты будешь вкушать обед с лучшими травами, и что ты будешь иметь более сладостный ужин с Христом в этот вечер. Дорогой, я пишу это письмо не для того, чтобы тебя учить, потому что это утешение, эту перспективу на происходящее я получила от Господа, когда ты учил меня. Я не буду больше писать или беспокоить тебя в этой жизни, вместо этого я вверяю тебя в руки Божьи, с Которым ты и я будем на веке вместе.
До свидания, мой дорогой. Я больше не увижу твоего лица до тех пор, пока мы вместе не будем видеть лицо нашего Господа Иисуса в тот великий день».



Глубокая вера в воскресение, перспектива вечной жизни, способна кардинальным образом изменить наше отношение к смерти верующих, пусть даже самых близких.
 

 




Новые проповеди




Местная религиозная организация
г.Ростов-на-Дону, пер.Кляземский,19
"Ростовская церковь Евангельских Христиан Баптистов"
ИНН 6166032752

ОКФС54,ОГРН1026100025214 от 04.11.2000г.
ОКОПФ 20300 религиозная организация (83 статис)
ОКПО 40506956,оконх 98700
344056 г. Ростов на Дону ул. Татарская/пер.Кляземский дом 37/19