На вопросы отвечает пастор Андрей Александрович Вовк

Здравствуйте Андрей Александрович!
Поясните, пожалуйста, вопрос послушания в браке, а точнее до какой степени жена должна быть послушна мужу согласно Писанию (разумеется, кроме греха). Например, должна ли жена слушаться мужа, если он просит её не мыть посуду сейчас, а сделать это позже. Или просит поставить вещь из одного места в другое. Должно ли послушание быть в каждой мелочи или только в крупных и доктринальных вопросах? Спасибо!



Приветствуем вас Виктор любовью Христа! 

Писание говорит: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем (Еф.5:22-24)». А мужей Слово Божье призывает любить жену и руководить ей так же как Христос любит церковь и руководит ею. «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф.5:25)». 

Руководство Христа требует от церкви полной посвященности, полной жертвенности, абсолютного послушания. Но, обратите внимание, Господь не захотел полностью регламентировать нашу жизнь. Да, в общем, в Своём Слове, Он требует любить Бога, ближних, врагов, служить, жертвовать и т.д. Но, в повседневных вопросах, Он предоставил святым церкви свободу. 

Иисус не требует утром пить чай, а не кофе, не требует одевать пиджак особого покроя, не настаивает на том, чтобы мы приобретали автомобиль определённого цвета и т.п. 

Представьте, насколько тяжёлой была наша жизнь, если бы Бог регламентировал до мельчайших деталей всё в ней. Поэтому, берите пример с Христа и руководите женой, уподобляясь Ему. 

Старайтесь не требовать от жены ничего, что можно не требовать и не запрещать жене ничего, что можно не запрещать. Таким образом, если дело не касается явного нарушения Писания (в его правильном истолковании), позвольте жене поступать свободно, уступая ей по второстепенным вопросам, как и Христос, позволяет вам. 

С уважением, Андрей Вовк. 


Что делать, если меня не устраивает мой пастор, духовный наставник? Можно ли «поменять» его?



Прежде всего, необходимо разобраться, почему он вам не нравится. 
Вы знаете, многие пророки не нравились Израилю. И Иисус Христос не нравился фарисеям. И Павел не нравился коринфянам на каком-то этапе. Знаете, почему они не нравились? Потому что обличали грех.

Духовного наставника можно сменить в трех случаях:

  • он учит вас тому, что противоречит Библии;
  • он живет в грехе (показывает вам плохой пример);
  • он не компетентен (он просто не знает Слово Божье достаточно хорошо, поэтому часто говорит: «Я не знаю», – не может библейски реагировать на ваши нужды).

Во всех других случаях категорично требовать замены духовного наставника неразумно и неоправданно.


Какие есть особенности в душепопечении онкобольных?



Если страдающий таким серьезным заболеванием необращен, ему следует проповедовать Евангелие и призывать к покаянию и вере. Не существует специального Евангелия для больных, или специального Евангелия для детей, или специального Евангелия для богатых, или бедных. Благая весть одна для всех, и в этом смысле нет никаких особенностей.

Если речь идет о верующем, то ему необходимо объяснять библейские истины, способствующие его духовному росту, развитию доверия Богу. Истины Священного Писания, способствующие духовному росту верующих, общие для всех.

Особенность может состоять лишь в том, чтобы преподавать больше истин о небесах и вечности с Богом, дающих утешение страдающему от тяжелой болезни христианину.


Недавно мой сын рассказал мне о чувствах, которые он испытывает к однокласснице. Является ли детская влюбленность грехом? И как родители-христиане должны реагировать на подобные откровения детей?



Прежде всего, необходимо ценить откровенность вашего ребенка. Для того чтобы дальше эффективно влиять на него, вам необходимо постараться сохранить подобные доверительные отношения. Поэтому не следует резко реагировать на подобный вопрос или высмеивать ребенка.

Надо поговорить с ним серьезно, стараясь объяснить следующее:

  • Способность испытывать чувства к лицам противоположного пола дана Богом для вступления в брак и скрепления брачного союза.
  • Брак возможен только между взрослыми людьми.
  • Христиане должны вступать в брак только с христианами (1Кор.7:39).

Необходимо указать ребенку, что сейчас не сдерживать свои чувства по отношению к другому ребенку неправильно, так как вступать в брак дети все равно не могут, поэтому не стоит растрачивать чувства впустую, отвлекаясь от своих основных обязанностей, таких, как послушание родителям и учеба.

Также ребенку необходимо сказать, что испытывать подобные чувства по отношению к неверующим вообще неразумно для того, кто хочет посвятить жизнь Христу, так как брак между верующим и неверующим невозможен (2Кор.6:14-18).

Чувство влюбленности можно испытывать лишь к тому, с кем ты собираешься в ближайшее время вступить в брак. Во всех остальных случаях свои чувства необходимо сдерживать.

На реплику ребенка «Мы решили пожениться через 10 лет» стоит ответить, что он не может знать, будет ли он жив через 10 лет. Возможно, Христос придет за своей церковью раньше. Поэтому не стоит увлекаться мыслями о далеком будущем, а лучше, наоборот, сфокусироваться на настоящем.

Необходимо также сказать о том, что такие чувства подталкивают к греху. Известны случаи, когда девочки дерутся из-за мальчиков, или мальчики – из-за девочек. Чрезмерно увлеченный чувствами ребенок может идти на обман родителей, только бы увидеться с объектом своего обожания, или снизить успеваемость в школе, или потерять интерес к урокам в церковной воскресной школе.

Родители должны учить детей контролировать свои чувства.


Почему сегодня среди верующих явно недостает любви, почему нет единства, хотя многие молятся, проповедуют и поклоняются Богу?



Многие духовные проблемы современного христианства связаны с иллюзией служения Богу. Люди думают, что служат Богу, поют Ему гимны, произносят проповеди и т.д. Но на самом деле это не так.

Найти проповедников в наши дни нетрудно, но услышать проповедь, разъясняющую смысл Священного Писания нелегко. Так называемые «трамплинные» проповеди, в которых проповедник зачитывает текст Священного Писания, а затем вместо его объяснения переходит к рассказу выпусков новостей, бесконечных историй, случаев из жизни и анекдотов, не способствуют укреплению ни подлинного христианского единства, ни любви. То же самое можно сказать и о проповедях, в которых проповедники пытаются толковать Писание, но делают это неправильно, входя в противоречие с остальными доктринами Библии. А о проповедях, наполненных мистикой, и говорить не хочется.

В связи с тем, что проповедь, разъясняющая значение Писания, – большая редкость в церкви, понимание молитвы, проповеди, исповедания греха и поклонения серьезно искажено.

Среди верующих заметен недостаток любви и единства не из-за того, что проповедь, молитва и поклонение неспособны созидать в церкви всего этого, а из-за того, что, уклонившись от подлинной библейской проповеди, церковь теряет способность укреплять единство и развиваться в любви.

Там, где будет провозглашаться разъяснение Библии благочестивыми, призванными и обученными служителями, верующие будут возрастать в освящении, а значит, будут больше любить друг друга и укреплять единство церкви.

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим.3:16,17).

«Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2Тим.4:2).

Слово Божье – эффективное средство для созидания церкви. Там, где нет верной проповеди, не может быть и настоящего созидания.


Какие места из Библии могут подтвердить, что крещение должен преподавать пастырь? И вообще, может ли кто-то другой крестить верующих в современной церкви?



Библия не утверждает, что крещение должен преподавать именно пастырь. В Библии нет учения о том, что через служителей, способных проследить линию преемственности своего рукоположения до самих апостолов, нисходит на верующих особая благодать. Однако Библия ясно учит, что церковь должна функционировать под руководством пресвитеров (Деян.11:30, 21:18, 1Пет.5:1-4, Еф.4:11, Тит.1:5-9). Несомненно, проведение и богослужений, и вечери, и крещения должно осуществляться под руководством пресвитеров церкви. Поэтому, если бы пресвитеры поручили какому-нибудь благочестивому брату преподать крещение для новообращенных, в этом не было бы никакого нарушения Писания.

Но если кто-то из членов церкви начнет без согласования со своими пресвитерами совершать крещение, это, несомненно, нарушило бы божественный замысел в отношении церкви, согласно которому поместные общины должны функционировать под руководством пастырей.

Говоря о том, кто может преподавать крещение, основной вопрос состоит не в рукоположении, а в послушании, желании созидать церковь под руководством пресвитеров.


Если восхищение церкви произойдет перед великой скорбью, значит, второе пришествие через семь лет после этого. Следовательно, люди смогут узнать время прихода Христа?



Противники учения о восхищении церкви перед семилетним периодом скорби пытаются опровергнуть его такой постановкой вопроса. Их логика в данном случае проста: учение о восхищении перед семилетним периодом скорби не может быть истинным, потому что при согласии с ним следует признать, что время второго пришествия люди, которые уверуют после восхищения, смогут определить.

В возможности определить время второго пришествия Христа (хотя бы после восхищения церкви) они видят противоречие словам: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Матф.24:36).

Ответ на подобные размышления может быть следующим.

Для всех живущих перед восхищением церкви время второго пришествия неизвестно. Мы не можем знать время восхищения церкви, следовательно, не можем знать и время возвращения Христа. Живущим в век церкви определить время пришествия невозможно.

Однако те, кто уверуют в дни великой скорби, после восхищения церкви, получат шанс определить время возвращения Господа.

Например, они могут точно за три с половиной года определить время второго пришествия по следующим приметам:

Если данные свидетельства Писания способны ясно указать живущим в дни скорби на время возвращения Христа, это же не делает их ошибочными. Так и учение о восхищении до семилетнего периода скорби способно указать жителям на возвращение Христа через семь лет после восхищения церкви. Но это не делает его ошибочным.

Хочется добавить, что святые ангелы в дни великой скорби так же смогут определить время второго пришествия Христа. Согласитесь, их знание Библии не может уступить нашему. Так что, одного знания Писания им уже достаточно, чтобы понять, когда возвратится Господь.

К тому же, ангелы будут активно участвовать в судах в период великой скорби. Ангелы трубят перед судами труб. Ангелы изливают чаши гнева Божьего на восставшее против Бога человечество, понимая, что суды великой скорби закончатся с возвращением Христа.

Так что, в полном неведении о времени возвращения Христа ангелы и люди находятся до начала периода великой скорби. С началом скорби, на основании Библии, определить время возвращения Христа для верующих и ангелов станет возможно.

Наверное, им трудно будет определить конкретный день и час, но библейские пророчества, определяющие месяцы второй половины скорби и даже дни, будут указывать в дни скорби всем знатокам Писания на приближающееся возвращение Христа с высокой степенью точности.

  • Антихрист установит мерзость запустения в восстановленном Иерусалимском храме и потребует поклонения себе, как Богу.

    «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет» (Матф.24:15).

    Продолжаться это будет 42 месяца, или 3,5 года:

    «И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца» (Откр.13:5).

    Закончится богохульство антихриста его смертью. Во время второго пришествия Христос убьет его:

    «И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2Фесс.2:8).

  • Суды печатей, труб и чаш, а также другие бедствия великой скорби (Откр.6-19, Матф.24) однозначно укажут верующим, живущим в это время, на то, что они проходят через семилетний период скорби, который согласно учению Библии закончится вторым пришествием.

    «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Матф.24:29-31).


Что такое экумения? Опасна ли она для верующих? И каковы ее последствия?



Экуменическим движением называют попытки объединить всех, кто заявляет о своей вере в Иисуса Христа.

Слово «экуменический» происходит от греческого слова, означающего «вся обитаемая вселенная» (Матф.24:14).

Современная история экуменического движения берет свое начало в Эдинбурге, где в 1910г. состоялась международная конференция миссионеров. В 1927г. в Лозанне состоялась конференция, преследовавшая цель богословского обоснования всемирного единства христиан. На амстердамской встрече 1948г. представители 148 христианских деноминаций основали всемирный совет церквей (ВСЦ). В 1961г. к заседанию Генеральной ассамблеи ВСЦ, проходившему в Нью-Дели (Индия), присоединилась Русская православная церковь. После второго ватиканского собора к экуменическому движению присоединилась католическая церковь, ставшая организатором многих экуменических встреч. (Папа Иоанн Павел II был активнейшим участником экуменического движения. По его инициативе на совместные молитвы собирались не только христиане, но и представители различных религий мира).

Казалось бы, стремление всех христиан к единству должно только приветствоваться. И старания объединять все христианские деноминации для более плодотворного свидетельства нехристианам также могут рассчитывать на самую высокую оценку со стороны всех верующих в Иисуса Христа.

Но данные преимущества экуменического движения меркнут на фоне негативных последствий.

Основной проблемой этого движения является превозношение внешнего единства над истиной. Доктрины, богословие, истина Писания, определенная и сформулированная, не имеют решающего значения в этом движении.

Несомненно, такой подход очень опасен для верующих и поместных церквей.

Библия запрещает создавать духовные союзы с неверующими:

«Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2Кор.6:14-18).

В экуменическом движении находятся религиозные группы, и даже целые конфессии, которые отрицают спасение по благодати через заместительную жертву Христа. Всякий, кто отрицает такой путь спасения, не может быть спасен.

Церковь по Божьему замыслу должна быть столпом и утверждением истины:

«Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1Тим.3:15).

Для того чтобы войти в экуменическое движение, церковь должна отказаться от верности истине. Последствия такого отказа будут печальными. Во-первых, церковь потеряет иммунитет против заблуждений. Путь к ереси проходит через отсутствие четкого богословия в поместной церкви. Размытые формулировки, неопределенность позиций, желание угодить большинству – все это ведет к серьезным заблуждениям, и это не просто мои взгляды, это историческая реальность. Четкая, ясная, недвусмысленная позиция в богословских вопросах – это сильнейший иммунитет протии ересей. Участие в экуменических проектах требует отказа от этого.

Во-вторых, церковь не сможет достичь подлинного единства. Возможно, такая формулировка удивит многих. Некоторые христиане искренне верят, что экуменическая интеграция способствует единству церкви, но мы с этим согласиться не можем. Подлинное единство церкви строится на ясном понимании евангельской истины, благодатного спасения.

«Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1Кор.1:10).

Павел призывает к единству на основании общего понимания истины. Экуменическое единство – это подделка единства. Это единство, не основанное на истине, а единство, возвышающееся над истиной, исключающее ее.

Думаю, мой ответ был бы неполным, если не упомянуть следующее. Некоторые пасторы, богословы с настороженностью относятся к экуменическому движению еще и по следующей причине: 17-ая глава книги Откровение описывает мировую религию последнего времени.

«И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле» (Откр.17:1,2).

«Блудница» – это неверная Богу, отступническая церковь.

«Блудница, сидящая на водах многих». Что же означают эти воды? Ответ:

«И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки» (Откр.17:15).

Это религиозная система, управляющая, контролирующая большую часть человечества.

«С нею блудодействовали цари земные». Эта отступническая церковь находится в связи с мировыми политическими лидерами. Она пользуется поддержкой властей этого мира.

«Вином ее блудодеяния упивались живущие на земле». Благодаря связи с мировыми политическими лидерами блудница распространила свое влияние на живущих на земле. Опьяненное этой мировой религиозной системой человечество будет верить лжи.

«Блуд» – образ неверности Богу, духовной измены.

«Вино» – образ духовного обмана, обольщения.

«И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами» (Откр.17:3).

В дни великой скорби блудница будет поддерживать антихриста. А он будет использовать ее для объединения человечества под своей властью.

«И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее» (Откр.17:4).

Это очень богатая религиозная система и, вместе с тем, богословски и морально нечистая.

Согласитесь, экуменическое движение, как никакое другое в истории человечества, пытается создать мировую религию, неверную Богу.

Сегодня звучат разговоры о том, что такая всемирная религия, супер-церковь, могла бы найти точки соприкосновения с представителями других религий человечества. По заявлениям некоторых политиков, именно объединение основных религий нашей планеты будет способствовать миру во всем мире и объединению человечества перед лицом общих для всех проблем.


Что значит выражение «день Христов»? Как он будет проявляться и когда проявится?



Слова «день Господень» или «день Христов» встречаются в Новом Завете несколько раз.

Например, в 1Фесс.5:2 «день Господень», а во 2Фесс.2:2 «день Христов».

Эти слова описывают суды Божьи в заключительный период человеческой истории: в дни великой скорби, а также в конце тысячелетнего царства.

Сразу после восхищения церкви мировой политический лидер, антихрист, установит мир во всем мире (Откр.6:1-2); снятие первой печати принесет этот мир. Однако этот мир будет коротким и ложным, сразу вслед за ним на человечество обрушатся суды Божьи – первая часть «дня Господнего».

«О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами [постигает] имеющую во чреве, и не избегнут» (1Фесс.5:1-3).

Вторая часть «дня Господнего» осуществляется в конце тысячелетнего царства, когда сатана будет освобожден и побудит к восстанию против Христа неверующих. Христос уничтожит восставших и всю нашу вселенную, оскверненную грехом.

«Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2Пет.3:10).

Церковь не застанет «день Господень».

«Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак: [ибо день тот не] [придет], доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фесс.2:1-4).

Суды «дня Господнего» не откроются до появления антихриста. Церковь предназначена не к суду, а к вечной славе:

«Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа» (2Фесс.2:13,14).

«И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле» (Откр.3:10)


Новые проповеди




Местная религиозная организация
г.Ростов-на-Дону, пер.Кляземский,19
"Ростовская церковь Евангельских Христиан Баптистов"
ИНН 6166032752

ОКФС54,ОГРН1026100025214 от 04.11.2000г.
ОКОПФ 20300 религиозная организация (83 статис)
ОКПО 40506956,оконх 98700
344056 г. Ростов на Дону ул. Татарская/пер.Кляземский дом 37/19